Мезоамерика
Он является Небесным Богом, Владыкой Дуальности, а его супруга - Небесной Богиней, Владычицей Дуальности. Это означает, что он был царем и господином всех двенадцати небес.
Все это удивительно напоминает представления народов Месопотамии, согласно которым главу пантеона богов звали Ану («Владыка Небес»), и он вместе со своей супругой Анту («Владычицей Небес») жил на самой дальней планете, двенадцатом члене солнечной системы. Шумеры изображали Нибиру сияющей планетой, и ее символом был крест. Затем этот символ переняли все народы древнего мира, и он трансформировался в весьма распространенный символ диска с крыльями. Щит Кетцалькоатля и значки на древних памятниках Мексики удивительно похожи.
Старые боги, о которых рассказывают легенды и мифы индейцев науа, изображались в виде бородатых людей и считались предками Кетцалькоатля. Точно так же, как в месопотамских и египетских теогониях, в них рассказывалось о божественных супругах и о братьях, которые женились на собственных сестрах. В божественном пантеоне ацтеков главную роль играли четыре брата: Тлатлауки, Тецкатлипока, Кетцалько-атль и Уитцилопочтли. Они представляли четыре стороны света и четыре основные стихии: землю, ветер, огонь и воду, - эта теория «происхождения всего сущего» известна во всех уголках Старого Света. У каждого из четырех богов также был свой цвет - красный, черный, белый и синий - и каждому соответствовала одна из человеческих рас, которые часто изображались соответствующим цветом (как на обложке Кодекса Фехервари-Майера) вместе с их символами, деревьями и животными.
Признание четырех отдельных человеческих рас - это интересная и, возможно, важная особенность, поскольку эта теория отличается от месопотамского и библейского деления человечества на азиатов, африканцев и европейцев, предками которых являются сыновья Ноя, соответственно Сим, Хам и Иафет. Четвертый народ с красным цветом кожи был добавлен индейцами науа - обитателями Америки.
Легенды науа рассказывают о конфликтах и даже о войнах между богами. К ним относятся и такие эпизоды, как победа Уитцилопочтли над четырьмя сотнями богов и столкновение между Тецкатлипокой и Кет-цалькоатлем. Подобные войны за власть над Землей и ее ресурсами встречаются во всех древних мифах. Хеттские и индоевропейские легенды о войнах между Тешубом, или Индрой, и его братьями дошли до греков через народы Малой Азии. Жители Ханаана и финикийцы рассказывали о битве Ваала с братьями, во время которой Ваал убил сотни низших по рангу «сыновей богов», заманив их на пир по случаю его победы.
А в землях Хама, то есть в Африке, египетские тексты рассказывали о том, как Сет разрубил на части своего брата Осириса, а также о длительной и жестокой войне между Сетом и Гором, сыном Осириса, жаждавшим отомстить за отца.
Следует ли считать верования индейцев оригинальными, или это просто воспоминания, представления и легенды, ведущие свое происхождение от древней ближневосточной теогонии? Ответ на этот вопрос может дать анализ дополнительных аспектов мифов индейцев науа, связанных с сотворением мира и предысторией человечества.В них мы встречаемся с представлением о Творце, который «дает жизнь и смерть, определяет судьбу». Хроникер Антонио де Геррера Тордесиллас («Historia General») писал, что индейцы «призывают его в своих молитвах, обращая взор к небесам, где он, как они верят, живет».