Ряд парадоксов
Отметим для начала тот факт, что восточное учение о реинкарнации содержит нестыковки теоретического плана.
Одна из них есть парадокс о страдании.Восточные мудрецы считают, что всякое страдание суть воздаяние за то зло, которое ты совершил в прошлой жизни. Но тогда тот, которому ты причинил это зло, пострадал за зло, которое он сам причинил кому-то в своей прошлой жизни? Так именно... И на первый взгляд все логично. На деле же такая каузальная цепь оказывается уходящею в бесконечность! В дурную бесконечность, как это называют философы...
А если это не так, то значит надо признать, что все же для начала кто-то страдал безвинно - то есть законы кармы не всегда соблюдаются (а мудрецы Востока любят сопоставлять закон кармы, в смысле неотвратимости его, с действием законов природы). Или же получается, что страдание вообще не могло возникнуть.
И есть еще затруднение.
Переселение душ Восток представляет примерно так: существует определенное количество душ и они постоянно перевоплощаются. Душа не может никуда деться и ниоткуда взяться, потому что она есть вечное. Тогда количество воплощенных должно быть во все века приблизительно одинаково. Однако мы наблюдаем, напротив, что количество это век от века растет. По крайней мере это неоспоримо для сего мира, которому Мальтус предрек погибель именно в результате его перенаселенности.Противоречия подобного рода можно и обойти, конечно, не выходя при этом за рамки парадигмы Востока.
Но сделать это можно лишь ценой дополнительных допущений.
Но есть и парадоксы плана практического. Вот именно они представляют собой острие проблемы. Бороться с ними не так легко, тем более, что до недавнего времени они вообще пребывали скрытыми. Проявившись, эти парадоксы явили собой сюрприз.
Их невозможно было заметить ранее потому, что еще полвека назад пробуждение глубинной памяти нельзя было назвать явлением распространенным. Значит, не было и возможности сопоставления и обработки больших баз данных. Теперь такие возможности появились. И в результате исследователи сталкиваются, время от времени, с не поддающимися решению дилеммами. По крайней мере, эти противоречия невозможно решить с позиций, на которых стоит Восток.Распространению случаев пробуждения глубинной памяти более всего способствовал, пожалуй, метод ребефинга. Или, как его еще называют, холотропного дыхания.
Ребефинг разработал Станислав Гроф, психолог с мировым именем. Он сделал себе имя как раз благодаря этому методу. Информация, полученная в результате применения холотропного дыхания, позволила Грофу стать отцом нового, воистину революционного направления в науке. Оно получило название, говорящее само за себя: трансперсональная психология.
Душа это не набор «комплексов», как полагал Зигмунд Фрейд, а вслед за ним какое-то время и человечество, сбиваемое с толку психоанализом. Фрейд чуть не с пеной у рта требовал от Карла Густава Юнга держаться как можно дальше «от всякой мистики».