Материальные и информационные средства
За исключением, очевидно, игрушек, которые издревле являлись макетами и моделями орудий труда, предметов быта, а также людей и животных. Учебная книга как основное средство обучения появилась уже в научном типе организационной культуры с появлением книгопечатания. В рамках научного типа организационной культуры впоследствии стали интенсивно развиваться и другие средства обучения - наглядные пособия, макеты и модели и т.д., а в ХХ в. - технические средства обучения - кино, телевидение, компьютеры и т.п.
Но материальные и информационные средства обучения специально создаются другими людьми - не самими обучающимися - издательствами, специализированными заводами, компьютерными фирмами и т.д. - за исключением тех редких случаев, когда наглядные пособия, макеты и т.п. создаются самими обучающимися (например, в качестве практических учебных заданий).