Числовые штанги с табличками чисел
Он кладет самую короткую штангу перед ребенком, касается ее и говорит: "Раз". Первая ступень урока о наименованиях. Он кладет вторую штангу перед ребенком, касается по очереди обеих ее отрезков и считает: "Раз, два.- Два!" Точно так же он поступает с третьей штангой. Каждый раз начинают считать с первого и касаются затем поочередно следующих отрезков штанги, чтобы ребенок запоминал ряд последовательных чисел. Нужно считать отрезки, а не штанги. Учитель перемешивает штанги и говорит: "Дайте мне штангу 2!", или: "Покажи мне 3!" Каждый раз он просит ребенка посчитать.
Вторая ступень урока о наименованиях. Учитель берет одну из трех штанг, предлагает ребенку пересчитать ее отрезки и назвать, какая это штанга. Третья ступень урока о наименованиях. Если ребенку интересно, учитель может ввести и другие штанги. Когда упражнение заканчивают, учитель просит ребенка вновь восстановить нарушенный порядок штанг. При следующих упражнениях нужно снова и снова называть штанги. Очень важно, чтобы в конце упражнения ребенок снова увидел материал как единое целое. Контроль над ошибками: осуществляется учителем. Дальнейшие упражнения:
-
из перемещенных штанг выбрать одну и пересчитать ее отрезки. Повторная проверка должна проводиться не только путем сравнения длин, но и с помощью чисел; - "Дай мне, пожалуйста, следующую/предыдущую штангу!";
-
пересчитать только красные или голубые отрезки штанги;
-
назвать числа, начиная от самого большого и кончая самым маленьким;
-
дополнить штанги до 10 (9-8-7). Подготовка к сложению:
-
после того, как введены цифры из шершавой бумаги, нужно использовать числовые таблички;
-
штанги лежат в правильном порядке на ковре. Ребенок упорядочивает числовые таблички, располагая их около соответствующих штанг;
-
числовые таблички лежат в ряд по порядку, штанги - беспорядочно. Ребенок подбирает к каждой штанге соответствующую табличку;
-
ребенок раскладывает штанги по комнате. Он берет какую-либо табличку и ищет соответствующую штангу;
-
штанги раздают детям. Дети со штангами быстро образуют ряд 1-10. Штанги меняют и строят новый ряд.
Следующие упражнения являются групповыми играми:
-
Штанга 6 идет ко мне! Теперь снова быстро образуйте правильный ряд!" Все дети равняются по штанге 6;
-
штанги или числовые таблички распределяются между детьми. "Ищите своего (меньшего или большего) соседа!";
-
мы идем и одновременно считаем, затем возвращаемся и считаем в обратном порядке, но медленно! Счет ведется до того числа, которое представлено штангой или цифрой, находящейся у ребенка в руках;
-
при ходьбе выделять четные или нечетные числа, громче произнося их или сильнее ступая ногами.
Применение. Провести игры, в которых дети могли бы применить приобретенные ими знания о числах, например, следующую игру. На разложенных карточках стоят числа 1-10. Карточки раздают детям. Каждому ребенку предлагают принести столько предметов, какое число указано в его карточке, и положить эти предметы на ковер.