Психологическое заражение
Эффект толпы
Чем больше аудитория, тем легче происходит психологическое заражение. Например, Гитлер предпочитал бесноваться в огромных залах, ибо возбудить толпу легче, чем одного слушателя. Также и развеселить зал проще: достаточно одному (наиболее смешливому) засмеяться, как это состояние стремительно завоевывает всех. Последний феномен используется в передачах-смешилках: после очередной шутки, остроты за кадром раздается дружный хохот, облегчающий нам вхождение в веселое расположение духа.
"Подсадная утка"
Гениальный Всеволод Мейерхольд (1874-1940) использовал прием психологического заражения, для того чтобы в нужное время заставить зрителей военно-патриотического спектакля заплакать. К. Рудницкий, автор книги "Режиссер Мейерхольд", рассказывает: "В заключительном эпизоде Мейерхольд и Вишневский (автор пьесы. - В. Ш.) показывает гибель всех 27 бойцов, принявших на себя удар врага. Внезапное видение будущей войны возникло в спектакле с устрашающей реальностью...
...Застава, по мысли Мейерхольда, принимала бой в школьном здании... последним погибал Бушуев. Уже смертельно раненный, он с трудом приподымался и мелом, крупными цифрами выводил на обыкновенной классной доске. Потом ронял мел, правда, растерянно улыбаясь и недоуменно глядя в зал, и умирал. Ведущий в этот момент спрашивал с возмущением: "Кто там плачет?" В зале плакали непременно. Мейерхольд применил "подсадку": в партере сидела актриса, которая в нужный момент начинала всхлипывать, и все вокруг вытаскивали платки".