Пространственно-временные характеристики
а) панорамность, которая заключается в том, что воспроизводимые в представ лении объекты или сцены по их охвату могут превосходить объем поля восприятия, например, мы можем представить себе комнату вместе с предметами целиком, хотя воспринимаем всегда только ее часть; панорамность проявляется также в том, что мы можем представить себе объект целиком, в то время как воспринимаем в каждый данный момент только часть его;
б) отделенность фигуры от фона: в представлении фигура может существовать отдельно от фона и наоборот;
в) неточность воспроизведения размеров объекта, числа его элементов, а также его схематизация;
г) искажение длительности временных интервалов: чем более заполнен собы тиями был реальный отрезок времени, тем более длительным он представляется.
Модальность представлений. Именно модальность представлений позволяет отнести их к чувственным образам, хотя и вторичным. Преобладание той или иной модальности в представлениях у конкретного человека можно определить с помощью теста Бетса. Для этого человеку нужно предложить представить себе перечисленные ниже образы и оценить по 5-балльной шкале степень их живости:
1. цвет родного дома;
2. звук кипящего чайника;
3. «ощущение» песка при лежании на нем;
4. телесные ощущения при ходьбе по лестнице;
5. вкус апельсина;
6. запах леса (моря);
7. ощущение больного горла.
Интенсивность представлений. У подавляющего большинства людей представления гораздо менее яркие, чем образы, возникающие при непосредственном восприятии объектов и ситуаций. Встречаются, однако, люди с очень яркими, насыщенными представлениями, например люди с эйдетической памятью.
фрагментарность. Эта характеристика говорит о том, что в представляемом образе объекта, как правило, отсутствуют какие-то его стороны, части или
черты.
Неустойчивость. Образ объекта в представлении обладает своеобразной текучестью, он как бы мерцает, постоянно слегка меняя свою форму и окраску.
Обобщенность. Обобщенность представления является одной из наиболее важных его характеристик. Уже на уровне представления при создании вторичного образа объекта осуществляется процесс обобщения, который при формировании понятий выходит на передний план. В представлении мы вполне можем воссоздать образ «розы вообще» - вызвать конкретный образ розы, в котором в то же время будут отсутствовать высокоиндивидуализированные черты и будут представлены наиболее характерные особенности данного объекта.