Гуманизация отношений
1. Приоритет развития сознания личности, где ограничения существуют как ориентации на общечеловеческие ценности, продиктованные высшей формой вселенского сознания, т.е. Божественным провидением, частью которого наделена каждая личность. Заповеди Христа - наиболее концентрированная представленность таких нормативов, нравственная значимость которых поднимает человека из животного состояния посредством пробуждения его функций сознания, что и превращает индивида в личность. Нормирующая функция идеологии личностного образования действительно отграничивает его от любого рода формирующих манипуляций, выступая не как форма ограничения, а как функция охраны сознания.
2. Интернальная ориентация образования противопоставляется идеологии экстернальности, пронизывающей все современное образование, явно и скрытно следующее в русле марксистской традиции обобществления личности, придания ей конформистской направленности. Интернальная идеология определяет целью воспитания такую позицию, при которой ответственность за все события в своей жизни личность принимает на себя, объясняет их своим поведением, волей, стремлением, возможностями и трезво оцененными способностями. Вместе с тем, российская интернальность опосредуется "потребностью в другом", национальной спецификой ее экстернальной направленности. Однако она проявляется не в стремлении к стадному коллективизму, а в имперсонализме, как ценности самоотдачи во "всеединстве".
3. Самоактуализирующаяся личность - предмет воспитания, создающего условия, при которых личность стремится максимально реализо-вать весь свой потенциал способностей, стать тем, кем она может быть, благодаря "росту изнутри". В обобщенном виде идеологию воспитания можно представить в виде совокупности положений, выражающих интересы детей, молодежи, как определенной социальной группы, нуждающейся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина, образовании, приобщении к ценностям общечеловеческой культуры, творческом развитии и свободном жизненном самоопределении. Такой методологический подход дает основания рассматривать воспитание как гуманитарную практику, обеспечивающую условия для развития ребенка как личности.
Новая идеология воспитания позволяет восстановить ценностные ориентации в воспитании, преодолеть отношение к ребенку как “винтику” воспитательной системы, вызывающее отчуждение, повысить его активность как субъекта воспитательного процесса, расширить границы свободы, жизнетворчества, самоопределения личности. Новая идеология способствует преодолению технократических тенденций в педагогическом мышлении, которые проявляются в односторонней ориентации педагогов на вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками без учета того, что же происходит при этом с личностью, ее внутренним миром, какое мотивационное ядро, система оценочных отношений формируется при этом.
Преодоление технократизма в педагогическом мышлении приближает воспитание к жизни ребенка, формирует его понимание как субъекта жизни, а не средства достижения целей общества и государства. Гносеологическая функция гуманистической методологии образования определяет новые способы организации взаимодействия педагогической науки и школы. Они обусловлены следующими положениями: образование не сводится к трансляции суммы знаний от учителя к ученикам, поскольку доминирующим фактором, определяющим сущность воспитания является деятельность его субъектов, обладающих иерархией личностных смыслов и способностью реализовать свой личностный потенциал.
Новая организация взаимодействия между педагогической наукой и практикой в реализации гносеологической функции определяется необходимостью возврата педагогике статуса науки о воспитании. Таким образом, научная составляющая педагогической деятельности изменяет свое традиционное содержание. От поставок конечных, закрытых и “абсолютных” знаний о воспитании и обучении оно переориентируется на обоснование открытых смыслопорождающих ориентиров педагогической деятельности гуманистического типа.