Возникновение педагогической науки
Ее смысл состоит в обращении к способностям и качествам человеческой личности, к ее внутреннему миру, как к источнику и механизму устойчивого существования всего человечества. Такая переориентация науки связана с необходимостью по-новому решать проблемы глобальных кризисов, национальных конфликтов, экологических катастроф, характерных для современного состояния цивилизации. Она определяется необходимостью введения нравственной личности в процессы регулирования накопленного человечеством опыта самоуничтожения. Классическая наука, давшая миру математически точные принципы и методы познания, оказалась не cпособной предотвратить пагубность результатов их применения.
Классическая педагогика, взрастившая авторов этих открытий, оказалась неспособной к воспитанию личности, духовно возвышающейся над прагматизмом и сиюминутной выгодой. Изначально (в эпоху античности) смыслом научно-исследовательской деятельности, т.е. ее предметом, был мир в целом и человек, как его неотъемлемая часть. Однако, начиная с эпохи позднего средневековья предметом науки становятся естествознание и техника, со временем возвысившиеся над человеком, а впоследствии и поглотившие его. Именно классическая наука оказала определяющее влияние на систему образования. Это влияние сказывается и на современном состоянии педагогической науки, переживающей, как и школа, построенная на классических принципах механистического понимания мира, глубокий кризис.
Суть кризиса образования и науки об образовании состоит в том, что классические цели, содержание, методы обучения и воспитания принципиально не могут обеспечить развитие таких способностей и качеств личности учителя и ученика, которые определяют возможность использования их для предотвращения новых кризисов. Используя естественно-научный способ познания, образование продолжает повторять его классическую отстраненность от человека. Вместе с тем, без этого "отстраненного" рационализма невозможно обеспечить качественное знание.
В связи с этим возникла необходимость определиться, какая же наука сегодня должна "быть главной" в работе учителя? Возможен ли "договор" между научной традицией и оппозицией, альтернативой? Чего должно быть больше в учительской деятельности - науки, ремесла, творчества, мастерства или искусства? Кто и как устанавливает эту меру, от точности которой, по мнению педагогов-гуманистов, зависит успех работы учителя? Ответы на любые вопросы с научной точки зрения следует искать в истоках их возникновения.