Стратегии педагогической деятельности
Педагогическая стратегия - высший уровень перспективной теоретической разработки главных направлений педагогической деятельности. Она реализуется в профессиональных умениях методологического характера: проникновения в сущность явления, его реальный смысл, явные и скрытые причины, установления связей смыслов теории и практики, определения целей, постановки задач воспитания и обучения на основе принципов, выбора условий и средств педагогического взаимодействия. Педагогическая стратегия обеспечивает успех тактики, т.е. прямых и опосредованных отношений с учащимися в процессе их воспитания и обучения. Предписываемое методологией закрытого познания обучение будущих учителей педагогическим действиям без осмысления их содержания стимулирует бездеятельность сознания.
Развращаемое соблазном безмыслия, педагогическое сознание обращается к наиболее простым, прямым, быстрым и внешне эффективным средствам воздействия на сознание ученика. При этом возбуждается не деятельность сознания, а эмоциональная реактивность. Поэтому главные приоритеты в педагогической подготовке учителя-гуманиста состоят в создании условий для включения его личностных структур сознания - критичности, мотивирования, смыслотворчества, рефлексии и т.д. Благодаря их деятельности начинается процесс педагогического творчества: определение ценности педагогических воздействий, своего места в отношениях с детьми, ценностей диалога, личностных особенностей учащихся, которые определяют смысл, содержание и направленность их образования.
Главной ценностью становится способность к самоорганизации, развитие которой обеспечивает учитель, создавая условия и применяя специальные средства для востребования личностных структур сознания учащихся. До недавнего времени понятие "стратегия" в педагогике не рассматривалось. С начала 90-х гг. оно начинает применяться в психологии и философии при обосновании средств, необходимых для долговременного и эффективного прогнозирования личностью программ своей самореализации, выбора цели, определения жизненной позиции и т.д. Следует отметить, что понятие "стратегия" рассматривается в этих науках в аспекте самостановления человека, его самостроительства, где внешняя помощь не предполагается.
Проясняя три основных признака стратегии жизни, К.А.Абульха-нова-Славская дает ориентиры для педагогического осмысления этого феномена. Стратегия возникает как замысел жизни, ее смысл, идеальный план, реализация которого зависит от умения личности решать противоречия между идеальным и реальным. Эти умения рассматриваются как особые жизненные качества личности и отличаются от способностей и характера тем, что для их создания необходима деятельность, выходящая за рамки данного от природы: создание условий, которых нет в наличии. "Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком"(1).
Применительно к педагогике это высказывание придает гуманистический смысл стратегии образования, как вида профессиональной деятельности, непосредственно связанной с личностным началом учителя. Гуманистическая стратегия образования, как программа профессиональной жизни, предстает не просто в виде необходимости, но в виде возможности проявить, реализовать себя в профессии.