От цели к методам
Но, имея дело с особой педагогикой коммунистического воспитания, предполагающей возможность отношения к ученику как к объекту воздействия, подверженному, как правило, чисто внешним, механическим влияниям, мы с полной уверенностью можем допустить логичность такого подхода. Несоответствие же его с идеей воспитания и развития творческой личности очевидно: творчество не может происходить в атмосфере обязательного внешнего управления личностью. Но именно на это ориентирует любая из существующих классификаций методов воспитания, поскольку претендует на определенную универсальность и всеобщность управленческих действий учителя.
Вторым противоречием между целью и методами воспитания творческой личности в традиционной педагогике является содержание методов и их классификаций. Современный классификатор методов воспитания, как своеобразный аппарат по разделению различных способов воздействия на личность, представлен четырьмя группами методов: методы формирования сознания личности, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения, методы организации деятельности, методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.
Такая группировка не случайна. Поскольку мы имеем дело с реализацией марксистско-ленинской методологии, то и в основу данной классификации заложены такие ее произвольные, как доминирование внешних воздействий (среда), недопустимость саморазвития, «стихийности», обязательность жесткого внешнего управления и т. п. Классификатор полностью реализует также и представление К. Маркса о структуре производственной деятельности, где в триединстве выступают следующие компоненты: организация-стимулирование-контроль. Таким образом, мы имеем дело не только с механическим переносом промышленных технологий в сферу воспитания, но и с замаскированным формированием технократического мышления.
Рассматривая содержание каждой из групп классификатора, мы сразу обращаем внимание на то, что вся деятельность приходится на долю учителя. Вот первая группа - методы формирования сознания личности. Она включает методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся. В их основе - приобщение к социальным ценностям «для формирования у воспитанников понятий, суждений, оценок - всего того, что лежит в основе взглядов и убеждений личности» . Оставим содержание «подлежащих формированию основ мировоззрения», лишенных сейчас идеологического компонента. Сосредоточимся на самом подходе, успешно реализуемом в современной школе и представляющем одну из наиболее значимых опасностей для гуманизации образования в целом и воспитания, в частности.
Поговорим о методах. В учебниках по педагогике мы выясняем, что, поскольку формой существования понятия выступает слово, а категория знания, как структурный элемент сознания, как раз и включает в себя представления и понятия, т. е. обобщенные знания о целой группе однородных явлений, объединенных по общности их существующих признаков, то и формирование сознания по преимуществу связано со способами словесного воздействия на личность .
Приоритет в воспитании отдан словесным методам: беседам, лекциям, диспутам, дискуссиям. Вряд ли кто из педагогов станет оспаривать необходимость сообщения ученикам информации, в которой они нуждаются, но самостоятельно приобрести не могут. Но никто из учителей не станет утверждать, что сознание учеников, по мере их взросления, остается на одном уровне потребностей в информации. Не отрицается такое понятие как возрастные особенности личности и нашими официально признанными учеными, также как и связь между воспитанием и этими особенностями.