От цели к принципам
Но, обусловленная необходимостью подчиняться идеологизированной и политизированной цели, эта логика приводит учителя к необходимости делать то, что не позволит воспитать творческую личность. Особое значение здесь приобретают принципы и методы, благодаря которым и происходит перевод теоретических положений в плоскость практической деятельности. В соответствии с устоявшейся трактовкой принципы (от латинск. principle - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей. Принципы в педагогике имеют двойственный характер: как чистая теоретическая абстракция и как ориентир для конкретных действий.
Ведущими в коммунистическом воспитании были принципы, от начала и до конца ориентированные на выполнение идеологического (партийного) заказа. Но такая ориентация до недавнего времени не только не нуждалась в камуфляже, хотя действия, приписываемые учителям для перевода теоретических положений в практику, носили ярко выраженный характер подавления творческих начал личности, но и никого не смущала. Иное дело - сегодняшние педнаука и школа, где те же принципы, как бы лишенные идеологической окраски, продолжают ориентировать учителя все на ту же цель коммунистического воспитания. Камуфляж, как и положено, коснулся внешней стороны, оставив суть без изменений.
Так принцип коммунистической целенаправленности и партийности воспитания преобразован в принцип целенаправленности педагогического процесса. На какую же цель он направлен? Конечно же, на всестороннее и гармоническое развитие личности при задействовании все тех же направлений воспитательной работы. Глубже понять его значение помогают нижеследующие принципы: связи с жизнью, воспитания в коллективе, преемственности и систематичности педагогических воздействий. Связь с жизнью определяется тем, что воспитание обусловлено общественными потребностями и условиями.
Следовательно, интересы личности обязаны определяться интересами общества, а не самой личности. Знакомый мотив? Личность неназойливо, без громких фраз и деклараций уходит на второй план, становясь фоном, на котором и совершается великое дело ее формирования. Значит, связь с жизнью учителю необходимо понимать, прежде всего, как связь с общественными потребностями. Но в то же время не разработаны адекватные современному и перспективному состоянию общества показатели готовности школьника к жизни. Существующие в педагогической науке разработки моделей, социальных портретов или характеристик выпускника привязаны только к школьному периоду его жизни. Такая ограниченность лишает личность мобильности, развития.
Молодой человек оказывается как бы законсервирован наработанными в школе показателями предметной успеваемости, дисциплинированности и т. д, на пороге самостоятельной жизни. Отсутствуют показатели и критерии преемственности между школьными и послешкольными периодами, что само по себе лишает принцип связи с жизнью как конкретного содержания, так и возможностей реализации. Если в школе и удается, задействовав традиционную систему принудительных мер, подогнать учащихся к критериям, определяемым принципом связи с жизнью, то их поведение за порогом школы зачастую полностью опровергает утверждения о сформированности у них какого-либо набора положительных качеств.
Тем не менее, понятие «преемственность» существует в традиционной пирамиде принципов. Оно-то и раскрывает окончательно сущность практически всех предыдущих принципов как руководств к действиям. Речь идет о принципе преемственности и систематичности педагогических воздействий. Уже в самом термине «воздействие» заложен глубокий воспитательный смысл: вся педагогика рассматривается как оказание постоянного давления на личность школьника. Вспомним методологию традиционной педагогики и не станем удивляться. Приложение этого принципа к практической деятельности определяет преемственность и систематичность воспитательных воздействий - от учителя как субъекта педагогической деятельности, к другим ее субъектам - учителям, родителям, по отношению к объектам - ученикам.
А вот и механизм его реализации: на провинившегося или отстающего ученика оказывается массированное давление, к которому подключаются не только учителя, но и родители, и общественное мнение класса. Учитель заставляет мать создавать дома особую, «воспитательную атмосферу», говорить специфическим «педагогическим» языком, что, в конечном итоге, приводит к созданию тюремно-казарменных отношений не только в школе, но и дома. Когда весь мир ребенка искажается, восстает против него, что остается ему делать, как не сломаться или восстать против всего мира? Стоит ли удивляться росту подростковой преступности, когда сама школа его стимулирует, вдохновленная мудрыми принципами?
Итак, в какой уже раз, круг замкнулся. Целенаправленность воспитания, как ведущий принцип, не может быть ничем иным, как последовательным систематичным и преемственным оказанием воздействия - давления на ребенка. Традиционная система принципов, даже в подновленном варианте, превращается в практические ориентиры для создания методик требования и принуждения, ничего общего не имеющих с ориентирами воспитания творческой личности.