Методологический поиск
В этом убеждает нас анализ опыта педагогов-мастеров, известных разработкой передовых технологий. Внешние проявления их мастерства - именно то, что и подлежит бесплодному копированию в институтах усовершенствования учителей, - органически опосредованы содержательной стороной, творческим переосмыслением программного материала. Несмотря на запреты, скорее даже невольно, они создали альтернативную официальной методологию подхода, прежде всего, к содержанию своих предметов. Подтверждение тому - своеобразный меморандум педагогов-новаторов, опубликованный еще в 1986 г. Каждое из его 18 положений опровергает традиционную методологию педагогики подавления личности.
В этой связи возникает необходимость введения в терминологический аппарат педагогической науки и в подготовку учителя понятия «методологический поиск». В общих чертах оно предполагает развитие ответственного, самостоятельного и научно обоснованного педагогического мышления. Становление такого тина мышления возможно при обучении студентов умениям поиска методологических ориентиров, определяющих особую философию и специфический менталитет передовых педагогов. В противном случае, при отсутствии учебников антитоталитарной педагогики, сохраняется опасность возрождения педагогики оболванивания и подавления личности. При этом все внешние ухищрения «распространения и внедрения» передового опыта работают вхолостую, что выводит учителя в замкнутый круг авторитаризма и диктата.
С другой стороны, утрата «единственно верной» философской опоры и отсутствие фундаментальных разработок по теории личности в современной отечественной философии при водят авторов многих «новаторских» программ на интуитивный, дилетантский уровень поиска «путей совершенствования» практически всех учебных предметов, в том числе педагогических. Возник диковинный феномен расцвета «технологий» педагогического шарлатанства и авантюризма. Наш опыт преподавания курса «Педагогика личности» в Воронежском пединституте свидетельствует о том, что заложенное в его основу развитие у студентов умений методологического поиска на базе философских ориентиров нового педагогического мышления, определяющих личность человека выше любых ценностей, способствует их становлению как самостоятельных и творческих педагогов.
Лишенный жандармских orраничений, ведущим компонентом педагогической деятельности становится поиск на уровне методологии, при котором выбор и производство методик определяются внутренней позицией будущего учителя, а не набором механически заученный внешних действий.