Классическое целеполагание
В более поздней работе К. Маркса «Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам» (1866 г.), воспитание рассматривается как деятельность, весьма ограниченная тремя направлениями (умственным, физическим и техническим) и направленная на возвышение пролетариата над буржуазией и аристократией. И, прежде всего, снова - в сфере производства . Явным диссонансом к этим тезисам звучит более чем скептическое высказывание о всестороннем производственном образовании, как средстве перехода от одного производства к другому (рукопись К. Маркса «Заработная плата»): «Подлинный смысл, который имеет образование у филантропических экономистов, таков: ознакомить каждого рабочего с возможно большим числом отраслей труда, так, чтобы, если он будет выброшен из одной отрасли, он смог бы по возможности легче найти себе применение в другой».
Как-то не укладываете это в классический постулат марксизма о пользе и необходимости перемены и сочетания труда. Очевидно, что Маркс исходил из предпосылки о неизменном стремлении капиталистов к обогащению любыми путями Он не смог, да и не захотел, в силу приверженности своей идеологизированной философии и политэкономии, рассмотреть у представителей класса «поработителей» способности к компромиссу. Опыт мирового развития показал, что капиталистический строй оказался более гибким и приспособленным к переменам и развитию, нежели строй социалистический.
Как это ни парадоксально, но именно капиталистический строй создал рабочим условия и для нормальной работы, и для нормальной жизни, в то время как социалистическое производство в значительно большей степени оказалось ориентированным на усиление эксплуатации: низкая и равная заработная плата, вынуждающая к сверхурочной работе, постоянная штурмовщина, устаревшее
В ленинской трактовке победа социалистического типа производства и уничтожение разделения труда рассматриваются как главные средства перехода «к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать» . Очевидно, что эта цитата наиболее полно поясняет коммунистическую утопию о кухарке, способной управлять государством. Итак, марксистско-ленинская концепция воспитания всесторонне развитого человека базируется на следующих положениях.
1. Всесторонне развитый человек необходим для постоянно развзвивающегося материального производства.
2. Удовлетворение нужд производства во всесторонне развитых (воспитанных и обученных) рабочих позволит им преодолеть классовую и профессиональную односторонность и возвыситься над буржуа.
3. Каждый гражданин социалистического государства, став всесторонне развитой личностью, сможет выполнять практически любую работу, в том числе и управлять государством.