Педагогическая деятельность Роберта Оуэна
Пришедший на смену феодализму капиталистический общественный строй оказался злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на те заманчивые картины, которые в свое время рисовали идеологи французской буржуазной революции — философы-просветители XVIII в. По словам Ф. Энгельса, “недоставало еще только людей, способных констатировать это разочарование, и эти люди явились на рубеже нового столетия . Ими были великие социалисты-утописты: Р. Оуэн (в Англии), А. Сен-Симон и Ш. Фурье (во Франции).
Они выступили в тот период борьбы между пролетариатом и буржуазией, когда рабочий класс еще не осознал полностью свои интересы и не был в достаточной мере подготовлен к самостоятельным политическим действиям. Оуэн, Сен-Симон и Фурье подвергали критике современное им буржуазное общество и мечтали о новой системе общественных отношений, при которых навсегда исчезнут угнетение, нищета и несправедливость. Новый общественный строй — торжество разума и справедливости — будет установлен, полагали они, мирным путем, как только удастся убедить человечество в его преимуществах перед капитализмом.
В. И. Ленин подчеркивал, что социалисты-утописты мечтали о мирном преобразовании современного им общества в социалистическое “без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров. В социальной концепции великих социалистов-утопистов большое место занимают проблемы воспитания, которое они рассматривали как одно из важнейших средств изменения порочных общественных отношений. Особенно много внимания как в своих теоретических построениях, так и в практической деятельности вопросам воспитания уделял Р. Оуэн.