Мода молодых
Принято считать, что в России моды нет. В том смысле, что нет «империи моды», это утверждение верное: нет у нас ни настоящих Домов моды, ни модельеров, которые создавали бы стиль времени. Однако те, кто называется «модниками» и «модницами», встречались у нас всегда в неограниченном количестве. А сейчас, когда есть куда пойти на людей посмотреть и себя показать, «модницами» можно назвать буквально всех девушек, собравшихся вечером на дискотеках.
Надо сказать, что нынче мода, как никогда, отличается демократизмом. Сочетание дешевой футболки и отлично сшитого пиджака уже никого не смущает. Джинсы стали уместны даже в дорогом ресторане. Шорты и гавайские рубашки окончательно амнистированы. Похоже, абсолютно все население земного шара решило сделать своим девизом слова великой Коко Шанель о том, что соображения хорошего вкуса губительны для вкуса как такового.
Что же касается молодежной одежды, высказывание Шанель интерпретируется еще радикальнее: индивидуальный вкус решает все, а вкус общепризнанный — ничего. Остались только два применимых для одежды ограничения: первое — анатомическая сообразность, то есть возможность облачить свое тело в ту Или иную одежду, второе — эстетическая сообразность, то есть соответствие эффекту, которого вы хотите достичь.
Менее простой путь добиться того, чтобы на тебя оглянулись прохожие, — это стиль «ретро». Но отнюдь не строгое следование направлению какого-то определенного десятилетия XX века, а смешивание всего, что каким-то образом сохранилось от бабушек и престарелых родственников. Вся модная молодежь в Москве на заре 90-х ходила на Тишинку, чтобы выискивать там старорежимных старушек, продающих залежалые вещи.
Есть несколько базовых признаков, которые достаточно жестко ограничивают тот или иной стиль. Во-первых, это заметно припозднившийся в наших палестинах посланник из эпохи начала 90-х — «гранж». Для самоидентификации в этом стиле необходимы длинные спутанные волосы и естественное, без всякой косметики, лицо, растянутые свитеры неярких «экологических» тонов, рваные джинсы или парусиновые мятые брюки и тяжелые ботинки.
Украшения при этом — серьги-колечки с висюльками, которые «гранжисты» продевают не только в уши, но в разные части лица — нос, губы, брови... В столице этот стиль уже давно затерялся где-то на окраинах и вяло оживает только летом.
Во-вторых, еще более запоздалый, но живучий Стиль «панк». Одежда чернеет, сужается до полного облипа-ния, становится натурально-кожаной с включением клепаного металла, а волосы расцвечиваются всеми красками радуги и выстригаются агрессивными «петушиными» хохолками, появляется грим — густые мазки вокруг глаз, темная, цвета запекшейся крови помада. Украшения годятся и гранжевые. Модификацией этого стиля является «байкерский», или «рокерский», стиль — одежда мотоциклистов и их подружек.
В-третьих, наиболее распространенный среди модной молодежи «кислотный» стиль, или стиль «хаус» — нейлоновые рубашки, которые могут быть самых сумасшедших расцветок, высоченные платформы и обесцвеченные суперкороткие волосы, стриженные «ежиком», которые можно увидеть в самых популярных клипах. Рейв-вечеринки или же клубные дискотеки под техно-музыку добавили к этому искусственные материалы типа винила и флюоресцентные краски стиля «техно». Если есть охота еще больше выделиться, можно напрочь сбрить брови и волосы на голове.
Кроме базовых стилей существуют пограничные, когда молодежное направление смыкается с чем-нибудь достаточно традиционным. В конце 80-х крутые юноши с бритыми затылками, которых опрометчиво назвали «новыми русскими», считали особым шиком носить во время деловых и не очень деловых поездок по городу спортивные костюмы в сочетании с красными пиджаками.
Сегодня успевшая остепениться наиболее имущая часть общества поняла, что для офиса и ресторана лучше приобрести костюм от Версаче или Армани. А спортивная одежда без долгих проволочек перекочевала в гардероб модной молодежи. Трехполосный модный «ади-дас» из трикотажных тканей заполнил техно-вечеринки, а пластиковые куртки для виндсерфинга и сноубординга в любой обстановке отлично дополняют короткие леггинсы-«велосипедки» и крошечные маечки.
Есть в молодежной одежде и своеобразный «классический» стиль. То, что сейчас принято называть модным словом «фрик» и в переводе с английского означает «урод». Однако фрики выглядят куда благополучнее на фоне модников, запутавшихся между «панком» и «хаусом». Настоящий фрик делает вид, будто не придает одежде никакого значения — она должна быть удобной и аккуратной, не более того.
На самом деле фрики посвящают достижению некой неуловимой странности в костюме куда больше времени, чем «кислотники». Чего ожидать от молодежной моды завтра? Какого разнообразия? Каким бы оно ни было, мода — это постоянная смена образа, которая актуальна всегда.