Античная литература
Гомером начинается история античной литературы, которая охватывает более 1400 лет. Гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея» не возникли на пустом месте. Для самого автора все в природе, в человеке и в творениях рук человеческих интересно и ценно. И потому он убежден, что мир устроен правильно и разумно богами, управляющими судьбами людей.
Поговорим о жанре трагедии. «Трагедия» по-гречески значит «песнь козлов».
С древнейших времен на празднованиях в честь бога виноградной лозы и вина Диониса, или Вакха, поселяне устраивали торжественные процессии к храму и в жертву богу приносили козла. Они наряжались в козлиные шкуры, подвязывали копыта, рога и хвосты, изображая спутников Диониса. В честь бога исполнялись торжественные песнопения, которые сопровождались играми и танцами. Из хора, как правило, выделялся запевала, и пение исполнялось попеременно то хором, то запевалой, которого стали называть актером.
Первые трагедии излагали мифы о Дионисе. Наивысшего расцвета трагедия достигает в V веке до н. э. в творчестве трех афинских поэтов: Эсхила, Софокла, Еврипида.
Творчество Софокла и Еврипида относится к периоду наивысшего экономического и культурного расцвета афинского демократического государства. Афины становятся научным и культурным центром всей Греции — «школой Эллады». Туда съезжаются ученые, художники, архитекторы, скульпторы. Создаются величайшие произведения искусства, пишут ся труды по истории, Медицине, астрономии, музыке и т. д.
Особый интерес проявляется к личности самого человека. Красоту человеческого тела изображают скульпторы Фидий и Поликлет. А внутренний мир человека, его нравственные переживания раскрывают греческие трагики Софокл и Еврипид. Постепенно хор утратил свое значение в трагедии.
Еще один жанр литературы, берущий свое начало в античности — комедия. Комедия в античности различалась на «старую» и «новую». «Старая» походила на современное эстрадное представление на злобу дня: шутовские сценки, нанизанные на какой-нибудь фантастический сюжет, а между ними — песни хора, откликающиеся на самые живые политические темы.
Мастером «старой» комедии был Аристофан. «Новая» комедия была уже без хора и разыгрывала сюжеты не политические, а бытовые, например, влюбленный юноша хочет жениться на девушке с улицы, а денег у него для этого нет, хитрый раб добывает для него приличную сумму у старого, но глупого старика-отца, тот в ярости, но оказывается, что девушка на самом деле — дочь благородных родителей, и все кончается хорошо.