Французские писатели конца XIX века
Тогда в литературе возникла теория натурализма, которая придает наследственности особое значение и рассматривает человека, в значительной мере, со стороны физиологических процессов! Золя-реалист вышел за пределы натуралистической теории. Различные общественные классы Франции 50—60-х годов изображены на примерах многочисленных представителей семьи Ругон-Маккаров.
Золя мастерски показал жизнь французской провинции в момент государственного переворота Луи Бонапарта (1851) в романе «Карьера Ругонов». Образы представителей финансовой олигархии описаны в романе как нельзя более красноречиво, показана их подлинная сущность.-Они поддерживают монархистов, рассчитывая извлечь для себя выгоду. Им противопоставлены герои из демократической среды — республиканцы Сильвер Муре и его подруга Мьетта.
Романы «Добыча», «Деньги», «Чрево Парижа», «Его превосходительство Эжен Ругон», «Дамское счастье» обличают политиков, биржевиков, нечестных коммерсантов, монополистов Второй империи. Вместе с тем Золя большое внимание уделил теме рабочего класса.
Роман «Западня» был написан в 1877 году. Он повествует о жизни трудовой парижской семьи и о печальной судьбе прачки Жервезы. Стихийную стачку французских углекопов, которые восстали против бесчеловечных условий существования, Золя описал в романе «Жерминаль» (1885).
Завершается серия «Ругон-Маккары» романом «Разгром», который был посвящен изображению франко-прусской войны 1870—1871 годов, завершившейся поражением Франции (1870) и крахом Второй империи.
Можно сказать, что французский литератор конца XIX века Ги де Мопассан пришел в литературу с рассказом «Пышка», который был написан в 1880 году и напечатан в сборнике патриотических произведений о франко-прусской войне.
В новеллах «Дядюшка Милон», «Тетка Соваж», «Пленные», «Два приятеля», «Дуэль» стихийный народный патриотизм противопоставлен лицемерному «патриотизму» господствующих слоев Франции.
Мопассан внес много нового в разработку жанра -новеллы. В его маленьких реалистических шедеврах на нескольких страницах раскрыта жизнь в ее повседневном течении. Автор мастерски повествовал о бесхитростных людях, мелких служащих, солдатах. деревенских рабочих. Жизнь его героев складывается зачастую горько и нелепо. Мопассан повествует о ней с любовью и тонким лиризмом.