Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Религия: Рассказ о грехопадении
С христианской точки зрения невозможно понять причину сегодняшних проблем женщины, не уяснив смысла рассказа о грехопадении. Вслед за многими авторами, толковавшими это место Библии, отметим, что в решающий момент, в момент искушения змеем, Ева оказывается одна, без мужа. И в этой разъединенности есть условие греха. Отсутствие Адама, прежде всего, можно понять как духовное, психическое отсутствие, отсутствие в сознании Евы. Существуют также аллегорические толкования, в которых «женщина» понимается как эмоциональная сторона человека, действовавшая при грехопадении независимо от разумной и волевой стороны (традиционно символизирующей мужское начало).
Существует немало версий, объясняющих разъединенность Адама и Евы. Например, согласно одной из них, Адам в это время путешествовал по миру (ведь человек должен был увидеть и обследовать то, над чем он получил власть). Согласно другой версии, в этот момент Адам был уже удовлетворен и спал, а в Еве, напротив, начался подъем активности, связанный с зарождением в ней новой жизни, — в Еве началось развитие будущего ребенка. Известно, что у беременной женщины не только весь организм перестраивается на новый лад, у нее изменяются психология и сознание (это можно сформулировать и в такой форме: в женщине просыпается материнский инстинкт). Поэтому вполне понятно, почему у первой женщины возник вопрос, что же с ней происходит, и понятно, почему она пошла с этим вопросом к древу познания. Но там ее уже поджидал змей.
Грехопадение началось с того, что Ева вступила в диалог со змеем. И в этом диалоге каждое слово лишь внешне сохраняло признаки правдоподобия, а по сути являлось словом лжи, то есть искажало и переворачивало изначальный взгляд Евы на Бога и мир.
Первый же вопрос змея: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт 3:1) — явно перевирает Божественную заповедь. Ответ женщины вроде бы исправляет слова змея: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт 3:2—3). Однако если внимательней присмотреться к ответу Евы, окажется, что и она дважды искажает заповедь Бога.
Во-первых, слова заповеди «не вкушай от древа» она заменяет словами «не вкушай плода от древа». Таким образом, в своем сознании женщина уже отделила плод от древа. Христианская традиция (можно привести в пример труд св. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры») «всякое древо в раю» понимает вообще как всякое творение Бога, через которое человек способен приблизиться к Творцу и познать Божественное могущество. Сам внешний вид дерева служит основой для подобной символики: во всех культурах дерево является мировой осью, соединяющей человеческий мир (землю) с миром Божественным (с небом). Поэтому заповедь «вкушай от всякого древа» следует понимать так: «чрез посредство всех творений возвысься ко Мне — Творцу»7, ведь истинной пищей для человека и является Богообщение. Отделив плод от древа, Ева отделила мир от Бога, сотворенные вещи от их Творца, и тем самым положила начало «изгнанию» Бога из человеческого мира.
Во-вторых, Ева к словам Бога «не вкушайте» прибавляет еще и «не прикасайтесь». Она не понимает смысла запрета (не вкушать, пока человек внутренне, в сердце своем не будет готов к этому), выставляя как условие вечной жизни внешнее, механическое действие («не прикасайтесь»). Но так как женщина уже видела змея, который касался древа и не умер, то ей легко было поверить искусителю и нарушить заповедь.
Продолжая диалог с женщиной, змей рассказывает ей, что именно даст вкушение плода от древа познания: «Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3:5). Интересно, что условием грехопадения является потеря монотеистического представления о Боге. Действительно, если Бог один (как единственный Творец земли и неба, всего видимого и невидимого), то каким образом можно стать таким же, как Он? Сделаться божком и быть господином самому себе вполне возможно, поэтому уже в ходе диалога со
змеем женщина Единого Бога поставила в один ряд с многими богами, многими владыками. Ева забыла о Боге, как раньше забыла о своем муже.
«Иувидела жена, что дерево хорошо для пищи...» (Быт 3:6). Пред вкушением запретного плода у женщины было уже изменившееся зрение, которое священное древо приравнивало к обычному плодовому дереву: для Евы древо познания прежде всего «хорошо для пищи». Это был первый шаг человека к бездуховности, к профанации всего священного и к возвышению материальных ценностей. И вот женщина безбоязненно подошла к древу, «...взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3:6). Что же изменилось после этого в мире?
Самым главным и трагическим изменением было то, что в мир вошла смерть. Нет, человек не умер мгновенно, сразу же после нарушения заповеди, но его связь с Источником жизни — с Богом, была роковым образом повреждена. А вслед за человеком и все, находящееся в его подчинении (растения, животные и даже земля), также стало причастно к смерти.
Грех Адама и Евы проявляется как сознательное и умышленное противопоставление себя Богу. Первые люди решили поставить себя на место Бога, чтобы самим определять, что есть добро, а что — зло. Адам и Ева захотели сами распоряжаться собой по собственному произволу, приняв свое мнение за мерило и отказавшись зависеть от Того, Кто их сотворил. Таким образом, отношения, которые соединяли человека с Богом, были в корне извращены.
Представление о совершенном Боге, не имеющем недостатка ни в чем и только дающем, в сознании человека подменилось представлением о каком-то ограниченном, расчетливом, мстительном существе, которое способно на любой обман, лишь бы защитить себя от своего же создания. В связи с этим изгнание из рая выглядит не как наказание, а скорее как утверждение собственного решения человека, который бежал от Бога.
Обратимся теперь к тому, какое наказание (предсказание, объяснение будущих тягот) дает Бог людям. Для нашей темы важно прежде всего наказание женщины. Во-первых, она, как и мужчина, обязана трудиться: «в поте лица твоего будешь естъхнеб» (Быт 3:19). Во-вторых, женщине даются болезненные роды и, в-третьих, подчиненное положение жены.
Человек так устроен, что может вынести любые страдания, лишь бы они имели смысл. Женские страдания имею! смысл для религиозного человека, поскольку он знает: и мир и человек больны, и заболели они через женщину. Поэтому муки родов воспринимаются как искупительное страдание. Апостол Павел, говоривший всегда о спасении через веру, однаж ды сказал, что все люди спасаются через веру, а женщины чадородием (1 Тим 2:15).
Грехопадение стало причиной разрыва между человекод и Богом. Оно же внесло разрыв и внутрь человеческой семьи в отношения между мужчиной и женщиной. Этот разрыв на ходит свое выражение в установлении подчиненного положения женщины.
Заметим, что имя Ева Адам дает своей жене только поел грехопадения (до этого мы называли первую женщину Eboi как бы условно) и этим проявляет свое верховенство. Прежд Адам не мог и не имел права дать имя жене, поскольку oни были равными.
21 апр 2010, 13:57
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.