Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Детская психология » Проблемы с чтением и письмом у детей Индиго

Проблемы с чтением и письмом у детей Индиго

21 апр 2010, 14:13
Проблемы с чтением и письмом у детей ИндигоОбычно под нарушениями речи большинство родителей понимают нарушения произношения звуков. Существует много видов нарушений как устной, так и письменной речи. Нарушения письменной речи — это нарушение письма и чтения. Дети, страдающие им, испытывают большие затруднения при обучении грамоте и допускают специфические ошибки. К ним относятся замены букв или слогов, раздельное написание частей одного слова или слитное написание двух слов и др. Исправление недостатков письма требует систематических занятий с логопедом, отнимает у ребенка много сил и времени, в результате может снизиться общая успеваемость. Поэтому легче предупредить эти нарушения, чем их исправлять.

Часто школьники оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких умненьких, но лишенных речевой одаренности детей, рано или поздно направляют к детскому психиатру.

Известно, что человек обладает, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух — физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, гул самолета, стук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность — музыкальный слух, благодаря чему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид — речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень плохим речевым слухом. Речевой слух — это способность отличать один звук от другого, понимать речь и смысл интонации, с какой произносятся слова. При недостаточности речевого слуха дети не различают схожие созвучия, и обращенная к ним речь воспринимается с искажениями.

Вполне объяснимо, почему ребенку с нарушенным речевым слухом очень трудно научиться читать и писать. Как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Научиться грамотно писать он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом — сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного или двух звуков полностью меняет смысл слова, например, слова «дочка — точка», «палка — балка», «уголь — угол», «чашка — Сашка».

Вместе с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы, иначе он не сможет успешно научиться читать и писать. Не случайно психоневрологи и логопеды при обращении родителей к ним в связи со слабой успеваемостью ребенка внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма.

Дислексия и дисграфия. Стойкое нарушение чтения называется дислексией, а письма — дисграфией. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом никаких признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов семьи.

Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией. Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в старших классах. Дети с дислексией допускают ошибки, при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. При этом нарушается возможность различения близких звуков: «Б-П», «Д-Т» и т. д. Такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение — все эти виды работ им не даются.

Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажение и замена букв, зву-ко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграм-матизмы на письме. Процесс письма начинается с побуждения, мотива. Следующая операция— соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, которая должна быть, выделена из всех других, особенно из сходных графически. Затем следует моторная операция письма: воспроизведение движением руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль, подкрепляющийся по мере написания букв и слов зрительным контролем — чтением написанного.

При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Логопеды иногда обращают внимание на «зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону — как при изображении в зеркале, например: «С» и «3» открываются влево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другую сторону. Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако чаще всего причина этого — явление левши.


21 апр 2010, 14:13




Проблемы с чтением и письмом у детей Индиго


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.