Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Детская психология » Задания для развития способностей

Задания для развития способностей

21 апр 2010, 14:13
Задания для развития способностейВыполнять примеры следующих заданий дети могут как с помощью родителей, так и учителя, а также более старших по возрасту детей и даже самостоятельно.

1. «Рецепт успеха»

Цель: развитие способности к анализу ситуации, осознание и вербализация мысли и действия, развитие волевой регуляции, умения принимать на себя ответственность.

Содержание: после выполнения какого-либо задания педагог просит каждого ученика рассказать или записать, какие из его действий оказалось самыми эффективными в процессе работы, как удалось правильно написать словарное слово (хотя бы одно), вспомнить формулировку правила, расставить знаки препинания, применить таблицу умножения и т. д.

Некоторым детям трудно осознать и описать свой способ действий. В этом случае учитель может попросить их вслух рассказать, как они действовали после получения задания, какие приемы использовали. Для повышения мотивации учащихся следует подчеркнуть важность этой работы и то, что ни один человек, кроме самого ребенка, не в состоянии найти и определить путь, приводящий его к успеху в любом его действии. После того как каждый ребенок

научится, осознанно использовать эффективные стратегии для выполнения одного задания, следует переходить к использованию ребенком найденных им приемов в других, более сложных условиях. Так, если ученику в воспроизведении трудного слова помогло представление образа, можно объяснить ему, что этот же способ можно использовать, например, при заучивании иностранных слов или же исторических дат.

2. «Я — звезда»

Цель: формирование позитивной концепции «Я», повышение самооценки, развитие мотивации достижения, снижение уровня тревожности.

Содержание: каждый ученик выбирает известного для остальных детей «героя» (персонажа из прочитанной сказки, увиденного фильма, исторического деятеля, политика, артиста и др.) и в течение 2-3 минут произносит монолог от его имени, с обязательным включением характерных для него фраз, при этом ребенок выражает свое отношение к описываемым им событиям. Остальные дети пытаются отгадать, от чьего имени говорит выступающий. Удачные фразы, движения могут быть встречены аплодисментами или ободряющими возгласами присутствующих.

Рекомендации: это задание может быть дано группе учеников, в данном случае они озвучивают диалог известных литературных героев или разыгрывают ситуацию с их участием. Такие задания очень хорошо способствует повышению самооценки детей, выступающих в роли статусных фигур, известных в обществе.

3. «Тихий ответ»

Цель: формирование уверенного поведения ребенка, снижение уровня тревожности и прививание навыка говорить тихо.

Содержание: учитель задает вопрос, на который все учащиеся должны дать краткий письменный ответ в тетради. Затем он, подходя к ребенку, прост ответить на вопрос так, чтобы никто из других детей не услышал ответа.

Рекомендации: если это занятия в детском саду, то можно ответы «рисовать» цветными карандаша ми. Например: на вопрос «Какое яблоко самое вкусное?» дети могут нарисовать красное, желтое иле зеленое яблоко. При ответе ребенка можно попросить объяснить, почему он так считает.

Подобный опрос создает условия для нахождение правильного ответа детьми с разным уровнем воспри ятия и темпом реагирования. Кроме того, междз взрослым (учителем или воспитателем) и ребенком формируются доверительные отношения.

4. «Я — корректор»

Цель: развитие устойчивости внимания в зритель ной модальности, переключения внимания, умение выполнять инструкцию взрослого, формирование произвольности процессов.

Содержание: детям раздаются карточки с небольшим текстом. Время выполнения задания, сложност! и объем текста должны регулироваться возрастным* и индивидуальными особенностями детей. Задание может быть следующим: найти и подчеркнуть все буквы «а», которые есть в тексте, затем можно ввес ти еще другие буквы, но их уже надо обводить в кружок. Каждый раз задание следует усложнять, например: подчеркивать слоги, выделять целые слова и т. д

После выполнения задания ребенок сам проверяеп свою работу или же соседи по парте для проверка обмениваются карточками. Такой метод позволяеа развивать в ребенке уверенность и осознание своей значимости, ответственность и повышение концентрации внимания и контроля поведения.

Один из вариантов корректурной пробы: исправление умышленно сделанных в тексте ошибок; более сильные ученики сами готовят текст для слабых. Как показывает практика, «отмечаются», прежде всего, те орфограммы, которые являются трудными для самих «редакторов».

5. «Ассоциации»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие воображения, гибкости и беглости дивергентного мышления, создание положительного эмоционального отношения к заданию.

Содержание: учитель называет или записывает на доске одно существительное (например, «арбуз»). Ребенок придумывает два слова, которые, на его взгляд, имеют ассоциативную связь с данным словом (например, «полосатый» и «огород»). На следующем этапе он добавляет по два слова к каждому из придуманных им слов-ассоциаций (например, «сладкий», «зеленый» или «красный»; «грядка», «фрукты» ит. д.). Также упражнение может служить разминкой перед каким-либо видом работы.

Можно предложить детям придумать к ассоциативным словам синонимы и антонимы.

Рекомендации: могут быть оговорены дополнительные ограничения: использовать ассоциации только по смежности, по сходству, по контрасту.

6. «Мини-сочинение»

Цель: развитие воображения, гибкости и беглости мышления, волевой регуляции, ориентации во времени, умения четко формулировать свои мысли, создание положительного эмоционального настроя к написанию сочинения.

Содержание: учитель просит учащихся назвать два существительных, а затем весь класс в течение четырех минут пишет мини-сочинение из четырех пред-

ложений с использованием названных слов.

Рекомендации: при выполнении этого упражнения застенчивые, дети могут сначала делать только письменное задание. Гиперактивные Дети, испытывающие потребность в двигательной и речевой активности, получают возможность в числе первых представить классу результаты своего труда.

Этот вид работы способствует развитию речи и учит писать сочинения. Если такое задание давать детям на каждом уроке, у них повышается мотивация, стремление выполнить это задание первым, чтобы его прочитать, снижается чувство тревожности.

7. «Не верь ни ушам, ни глазам»

Ведущий называет движения и показывает некоторые из них.

1. Дети повторяют только показанные движения, не обращая внимания на слова.

2. Дети повторяют только те движения, которые названы, не обращая внимания на движения ведущего.

8. «Запрет»

Взрослый показывает детям несколько движений пальцами, предварительно объявив на одно из них «запрет». Задача учеников: повторить все движения ведущего, кроме запрещенного.

Все игры направлены на развитие внимания и способности к концентрации.


21 апр 2010, 14:13




Задания для развития способностей


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.