Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Детская психология » Общество и Индиго. Самая насущная проблема

Общество и Индиго. Самая насущная проблема

21 апр 2010, 14:13
Общество и Индиго. Самая насущная проблемаДаже согласившись, что люди гениальные обычно бывают странны, или, как говорится, нет великого ума без капельки безумия, мы не отречемся от них; мы будем презирать те века, которые не создали ни одного гения. Гзнии составляют гордость народов, к которым принадлежат: рано или поздно им воздвигают статуи и в них видят благодетелей человеческого рода.
Д- Дидро

Изменения, произошедшие в мире за последние двадцать лет, заставляют психологов, педагогов, родителей по-новому обозначить концепцию личности. Старые методы понимания и взаимодействия с детьми оказались менее результативными, чем требует общество сегодня. Растет число новых концепций, перспектив, ценностей и культурных отношений, и мы тоже должны расти вместе с ними — этот социальный сдвиг является неизбежным. Многие теории воспитания, образования и развития детей, определение их места в обществе раньше казались просто незыблемыми, как и национальные границы, и детям, особенно одаренным и талантливым, было просто невозможно вырваться из рамок устоявшихся определений, выразить свои подспудные желания и проявить свою индивидуальность.

Современный человек живет в период индивидуализации, ускоряемой ростом глобализации и появлением мультикультуры. Благодаря международным телеканалам, Интернету различные ценности и традиции вторгаются в наши дома. Устоявшиеся определения в семье, системе образования и культуре подвергаются постоянным изменениям. Кроме того, возникла непоколебимая вера в свободу личности. Мы живем в эпоху ускоренной индивидуализации, и общество должно принимать это разнообразие индивидуальностей. Подобно тому, как возрастает стремление к индивидуализации, толерантное и уважительное отношение к людям, независимо от их социального положения и дарований, должно стать социальным, профессиональным и глобальным императивом.

В последнее время стали появляться исследования, в которых анализируются проблемы, возникающие у детей с признаками одаренности в поведении, общении и обучении. Организация форм и методов современной образовательной практики в работе с детьми, имеющими признаки одаренности — это вторая «болевая точка» проблемы современных детей. Ребенок с признаками одаренности может академически не успевать в школе, иметь серьезные нарушения в общении и поведении и даже отставать по ряду аспектов психического развития.

История зарубежных исследований данной проблемы началась более 35 лет назад, когда Томпсон (1971) опубликовал труд «Языковые нарушения у выдающихся людей». Томпсон одним из первых описал примеры такой двойственности в психическом развитии. Самый известный пример этой двойственности — школьная неуспеваемость Альберта Эйнштейна. В детстве у Эйнштейна сильно страдала Орфография, он был косноязычен и имел серьезные поведенческие проблемы. Несмотря на все перечисленное, он имел высокий уровень развития зрительно-пространственного восприятия, умел аргументировать свою точку зрения и ему не было равных в способности к решению задач. Учителя не желали признавать его способным учеником, и только родители верили в его талант.

Дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное развитие по интеллектуальным параметрам, часто отличаются специфическими проблемами в адаптации к коллективу сверстников, эмоциональной лабильностью, личностным инфантилизмом. Кроме того, особо одаренные дети, в силу своих чисто физиологических особенностей, часто трудно переносят любую деятельность, требующую физических или умственных усилий. Эти дети могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностями в сфере общения и повышенной конфликтностью. Такие дети трудно усваивают социальные нормы, часто интерпретируя их в соответствии со своими представлениями.

Если же у способного ребенка возникают проблемы в школе (трудности с письмом и грамотой, при ответе на поставленный вопрос и т. д.), одаренность таких детей педагогами часто игнорируется, и многих детей, имеющих ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей, считают отстающими в общем психическом развитии.

Судьба ребенка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций образовательного учреждения, жизненных амбиций родителей и т. д.

Практически у каждого ребенка с признаками одаренности проявляются признаки наличия минимальных мозговых дисфункций. Многие дети имеют синдром дефицита внимания, сопровождающийся гиперактивностью (СДВГ). Часто такие дисфункции носят глубинный характер и являются барьером к дальнейшему развитию способностей и одаренности ребенка. Как следствие, затем могут возникать проблемы высшего, психологического уровня: в поведении и общении, мотивационной зрелости, эмоционально-личностном развитии. Дети, имеющие вышеописанные нарушения развития, с самого начала остаются «за бортом» нормальной школьной жизни и, испытывая прессинг непонимания со стороны взрослого сообщества, очень часто пополняют контингент криминальных структур.

В США и некоторых странах Европы уже создаются школы именно для детей Индиго, где процесс обучения и воспитания построен с учетом их особенностей. Кроме того, на федеральном уровне американскими психологами совместно с врачами были разработаны специальные программы питания таких детей, в которые обязательно входят не подавляющие нервную систему препараты, стимулирующие работу головного мозга и его обеспечение необходимыми веществами.

Один из самых трудных вопросов, который пытаются решить психологи и педагоги: на каком этапе жизни можно выявить одаренность и.уникальность личности? Талантливые дети часто совершенно непохожи на своих сверстников. Их социальная «немота» в каком-то смысле компенсируется незаурядными способностями, но как им найти свой социум и утвердиться в нем как личности? В Общественной палате России год тому назад за «круглым столом» состоялся разговор лучших представителей нашей интеллигенции и общественности, где Обсуждались проблемы одаренных детей.

На заседании Общественной палаты был продемонстрирован документальный фильм «Дети Света» режиссера Валерия Шатина, где приводились примеры существования детей Индиго. В этом фильме пятилетний Лева рассказывает в мельчайших подробностях о том, как он был фараоном. Зачастую откровения одаренного ребенка воспринимаются взрослыми как проявления его бурной фантазии, и он просто замыкается в себе. Другой мальчик в свои 8 лет уже написал три математических сборника.

Профессор Педагогического московского государственного университета, доктор педагогических наук А. Савенков отметил факты, свидетельствующие о прогрессе в развитии современных детей. Вырос коэффициент интеллекта не только у детей, но и у взрослых («эффект Флинна»), существует положительная динамика в эволюции креативности и характере достижений детей и подростков. В обществе стали меняться представления об образовательных возможностях ребенка: если в начале XX века обучение начиналось с 10-11 лет, то уже в конце века — с 6 лет. Физиологи также зафиксировали существенные изменения в психофизическом развитии детей, например преобладание астенического типа сложения, изменение формы черепа и другие.

Н.Ю. Синягина, доктор психологических наук, приводит очень интересные цифры: около 45% опрошенных студентов хотели бы покинуть после окончания вуза Россию: 33% из них — в поисках лучшей жизни, 31% — из-за значительных возможностей в самореализации и только 18% не смогли четко сформулировать, почему. Почти все желающие выехать учатся на «4» и «5», три четверти из них — юноши. Среди аргументаций «за»: «возможность сделать карьеру», «желание получить высокий уровень медицинского обслуживания», «достичь высокого уровня жизни». Из тех, кто сомневается в том, надо ли уезжать из России, 5% «не уверены в своих знаниях», 26% «патриотичны» и около 30% «привязаны к своим близким, друзьям». Только 24% хотели бы «на чужбине накопить денег и вернуться».

Эти цифры говорят о том, что государству давно пора изменить отношение как к проблеме в целом, так и к самим детям, проявляющим неординарные способности. В последние годы у нас стали открываться образовательные учреждения, разрабатываться учебные и социальные программы, появились общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Появились целые научные разработки в области психологии одаренности, что привело к созданию новых теорий и методов, направленных на выявление психологических закономерностей и механизмов развития одаренности, практической апробации исследований разрабатываемых методов поиска, обучения и развития одаренных детей.

Особого внимания требует проблема выявления, развития и реализации в практической деятельности одаренности, которая в дальнейшем поможет Одаренным детям выбрать профессию. Сегодня школьников при определении своей будущей профессии, в первую очередь, интересует престижность и заработная плата (81% учащихся), а не личная привлекательность (18%), меньше чем 28% учащихся, выбирая профессию, ориентируются на собственный интерес и любимые школьные предметы. Самыми престижными считаются профессии бизнесмена, банкира и экономиста.

Все участники «круглого стола» считают, что в современной России создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, должно стать одной из приоритетных социальных задач государства и общества. Хотя вопросы детской одаренности и ее развития решаются на самых высоких уровнях управления и государственной власти (федеральная целевая программа «Дети России» и ее подпрограмма «Одаренные дети») и на бумаге роль государства и власти выглядит очень солидно, на практике дело часто принимает совсем другой оборот.

Особое место при решении проблем одаренности играет материальная сторона. Но именно она в последние годы решается более стабильно. В рамках подпрограммы «Одаренные дети» были предусмотрены финансирование Всероссийских предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций; поддержка участия одаренных детей в международных олимпиадах; целевая поддержка развития образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми; выплата стипендий (премий) одаренным детям и т. д.

Однако Н.Ю. Синягина отмечает, что до сих пор нет четких критериев определения одаренных детей, существует проблема диагностики и развития одаренности: «...материалы слишком теоретизированы и страдают отсутствием методической направленности», поэтому они не могут стать руководством и инструментом для педагогов, психологов, социальных педагогов, работающих с одаренными детьми. Самым главным она считает то, что в государстве «...не созданы условия для реализации развитых способностей, и у молодых людей до сих пор один из приори-те тных путей самореализации — выезд за границу».


21 апр 2010, 14:13




Общество и Индиго. Самая насущная проблема


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.