В 1998 году вышла в свет книга «Рабочая концепция одаренности», подготовленная авторским коллективом психологов под руководством доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАЕН Дианы Борисовны Богоявленской.
Координационный Совет программы «Одаренные дети» поддержал предложение Д.Б. Богоявленской использовать «РКО» в качестве теоретического и методического основания для всей практической работы. При работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, вариативностью современного образования, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, а также нехваткой специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми.
Кроме того, большое значение имеет сама специфика развития и обучения одаренных детей в образовательных учреждениях государственного и негосударственного образования, в самой системе дошкольного, школьного и внешкольного образования. Но любое общество постоянно изменяется, соответственно, меняется и само понимание проблемы, и определение подходов к ней. То, что было сегодня эффективным, завтра уже явится устаревшим. Сегодня можно добиться успеха только тогда, когда человек и общество смогут быстро отреагировать на такие изменения. Это в полной мере относится и к проблеме одаренных детей.
Достоинство «Рабочей концепции одаренности» заключается, прежде всего, в том, что при ее наличии вместо выбора альтернатив специалист-практик может воспользоваться единой теоретической базой для решения многих ключевых проблем. Эта концепция была первой попыткой разработать научный подход к решению проблемы одаренных детей в нашей стране. Целью этой работы было раскрытие понятия одаренности на основе теоретических положений отечественной психологии и определения основных принципов в решении задач выявления, обучения и развития одаренных детей.
Автор «Рабочей концепции» считает, что научно обоснованное понятие одаренности необходимо не только для того, чтобы правильно проводить диагностику одаренных детей. По ее мнению «одаренность обеспечивает прогресс, высшие достижения, на которые способен человек. Это высшее новообразование психики. Это цель психического развития». Одаренные дети — это дети, имеющие настолько высокий потенциал, что способны одаривать окружающих новыми идеями, творческими произведениями, вовлекать их в позитивные социальные дела.
В психологии понятие одаренности определяется следующим образом: «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Таким образом, данное определение понятия одаренности трактует ее как количественную степень выраженности способностей и является системным качеством, характеризующим психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.
В понятие системы входит процесс интеграции, т. е. целое обладает новым свойством по сравнению со свойствами его компонентов, и понятие одаренности может быть раскрыто лишь при условии системного подхода. Представление об одаренности, изложенное в «Концепции», значительно отличается от привычных представлений об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего, умственных) способностей ребенка. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность «Концепции», в которой особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.
Другой известный психолог, Б.М. Теплов, писал: «В этой характеристике личности, которую мы называем одаренность, нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями она составляет новое качество». Согласно Теплову, к понятию одаренности нельзя подходить с позиций только анализа специальных способностей и связанных с ними особенностей творчества. Б.М. Теплов считает, что «значительным музыкантом может быть только человек с большим духовным, интеллектуальным и эмоциональным содержанием».
Особо яркая одаренность или талант должны характеризоваться не только наличием больших способностей, но и, что особенно важно, многими другими интеграционными процессами «внутри» талантливой личности, интенсивность и полнота которых и определяют динамику индивидуального развития одаренности. При регрессе этих процессов одаренный человек теряет свои способности. Многие ведущие специалисты утверждают, что особо одаренных детей характеризует недостаточное развитие навыков и знаний законов общения, волевой регуляции.
У одаренных детей это усугубляется тем, что основной их деятельностью является любимый ими, не требующий специальной волевой регуляции умственный труд. Многие считают, что все то, что человек делает по призванию, для него не представляется трудным. Понимание одаренности детей фактически сводится лишь к их способностям. Причина такого укоренившегося понимания состоит в том, что в течение 100 лет существования психологии как самостоятельной науки одаренность рассматривалась как максимальный уровень развития способностей. Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Творчество предполагает преодоление «трусости в мышлении» (И.И. Лапшин), «мужество познания» (СЛ. Рубинштейн), «мужество мысли» (Э.В. Ильенков). Таким детям чужд страх и всегда присущ риск.
В отличие от музыкальной, художественной, спортивной одаренности, интеллектуальную одаренность не всегда можно определить в раннем возрасте, а при отсутствии специально созданной развивающей среды подобная одаренность может вовсе не проявиться. Поэтому одной из основных задач, стоящих перед нашим обществом, должно быть создание такой среды, которая стимулировала бы ребенка к интеллектуальной деятельности, позволяла бы ему иметь возможность деятельного общения со сверстниками и старшими товарищами с такими же жизненными ценностями и интересами.
Если ребенка вывести за пределы школы, то вполне возможно, что это приведет к проблеме с его социализацией. Индивидуальное образование — это хорошо, но было бы лучше, чтобы оно проходило в каком-то социуме. Очень хорошо, если этот социум близок к социуму, в котором ребенок будет находиться, став взрослым. Поэтому отказываться от школ для одаренных детей нельзя.
В «РКО» впервые виды одаренности выделяются не просто на уровне здравого смысла. В «Концепции» обоснованы критерии видов одаренности, их выделения и систематизации. Д.Б. Богоявленская выделяет пять таких критериев. Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является основным, тогда как остальные (степень сформированное™, форма и широта проявления) определяют особенные, характерные для человека формы проявления в данный момент. Здесь необходимо пояснить понятие «потенциальная одаренность».
Такой тип одаренное. предусматривает ее формирование на протяжении всей жизни, т. е. на определенном отрезке жизни человека можно говорить об этапе ее становления. Потенциальная одаренность присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует только часть детей. Главное здесь — «не упустить» ни одного ребенка, требующего внимания педагога. Мало кто сразу в «гадком утенке» сможет разглядеть будущего «прекрасного лебедя». Выделение скрытой одаренности можно объяснить теми же причинами, что и выделение потенциальной одаренности.
Помимо ранней одаренности, о которой чаще всего говорят, существует и позднее проявление одаренности. В маленьком ребенке трудно сразу же увидеть гениального общественного лидера или политика. Наверное, не стоит даже ставить такую цель, а вот помочь подростку выявить сферу его одаренности — это первостепенная задача.
В настоящее время работа с одаренными детьми очень ограничена узкими рамками школьных предметов. За этими рамками лежит немало важнейших сфер для проявления способностей, поэтому больше внимание нужно уделять выявлению и развитию социальной одаренности. Негативные последствия незамеченной одаренности ребенка, если его талант не получил должного развития, в будущем обязательно проявятся. Невозможность реализовать свое дарование в социально приемлемых формах может привести к формированию «криминального таланта», а среди детей «группы риска» выявлять одаренных наиболее сложно. Из криминально одаренного ребенка может вырасти «гений преступного мира». Проведено уже несколько исследований, где раскрывается необходимость специфической работы с одаренными детьми из социально неблагополучных групп.
В предлагаемой классификации видов одаренности не выделяется творческая одаренность, занимающая центральное место в американской классификации. Сами по себе способности еще не тождественны творческому потенциалу человека, но если умения и специальные способности не определяют уровень творчества, то в чем разгадка «творческой натуры»?
В 50-е годы прошлого столетия наблюдалась тенденция выделять некоторую специфическую способность к творчеству, не сводящуюся только к интеллекту. На протяжении второй половины XX века исследования базировались на трех показателях: способности к обучению, релевантности тестов интеллекта и креативности (Воллах, Коган, Дружинин и др.). Эти три показателя легли в основу классификации в качестве самостоятельных критериев трех разных видов одаренности: академическая, проявляющаяся в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний; интеллектуальная и творческая.
Как «Рабочей концепции одаренности» решается вопрос связи одаренности и творчества?
Уровень деятельности личности зависят от ее целей и мотивов. Если цели личности не определяются рамками самой деятельности, т. е. ученик готовит уроки только для того, чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять свой престиж отличника, то даже при самом добросовестном их выполнении результат не превышает нормативно требуемого. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его особой одаренности, поскольку последняя предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. При особой одаренности деятельность ребенка продолжается, даже когда выполнена исходная задача и реализована первоначальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует и реализует все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы.
В результате итоги его деятельности значительно превышают первоначальный замысел. Развитие деятельности по инициативе самого ребенка — это и есть творчество. При таком подходе понятия «одаренность» и «творческая одаренность» являются как бы синонимами. «Творческая одаренность — это не просто высший уровень выполнения любой деятельности, она — результат позиции деятельности человека инициативного и самодостаточного» (Д.Б. Богоявленская, РКО).
Проблема идентификации одаренности до конца еще не решена, поскольку традиционные психометрические методики (тесты интеллекта, которые измеряют уровень конкретных умственных операций, и тесты креативности) не являются единственными критериями для идентификации одаренности. При обсуждении проблемы развития одаренности детей нельзя ограничиваться лишь составлением программ обучения. Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. Этой цели способствует подпрограмма «Одаренные дети» федеральной программы «Дети России», цель которой — выявление, поддержка, разработка и внедрение технологий развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Участники «круглого стола» отметили, что должна существовать система поддержки не только вундеркиндов, но и потенциально одаренных школьников, которых гораздо больше, чем вундеркиндов.
Специализированные научно-методические учреждения по работе с одаренными детьми в семи федеральных округах уже решают задачи координации усилий различных образовательных учреждений, направленных на поиск интересных методик, технологий, программ, научно-методической литературы по проблеме и повышению квалификации педагогических кадров. Ведется работа по созданию условий обучения и воспитания одаренных детей в разных областях знаний, формирования банка данных одаренных детей и проведения мониторинга работы с одаренными детьми.
Эти направления легли в основу планирования деятельности по работе с одаренными детьми в России. Программа «Дети России» закончилась в 2006 году, и в настоящее время идет оценка концепции «Дети России» на 2007-2010 годы.