Заучивание стихов тренирует память
Смотри, маленький котёнок мягко ступает по опавшим осенним листьям.
Ползает и смеётся ребёнок, ему исполнилось два года этим утром.
Это традиционное японское стихотворение - хайку, написанное Иссой Кобаяни, поэтом позднего средневековья.
В нашей экспериментальной школе воспитания талантов такие хайку учат для тренировки памяти. Хайку очень подходят для этой цели, потому что они короткие, ритмичные - они легко запоминаются. Кроме того, они отвечают тем требованиям, которые предъявляют к детской поэзии: «стихи для запоминания должны воспитывать в ребёнке благородные чувства, и они должны быть красивыми, изысканными и заслуживающими того, чтобы их помнить всю жизнь. И в то же время они должны нравиться ребёнку».
Сначала дети учат по одному стихотворению Иссы каждый день. Им рассказывают о содержании стихотворения, на следующий день они читают его наизусть и получают задание выучить новое. Таким образом, ребёнок тренирует память, но при этом получает удовольствие. Если в первый раз ребёнку нужно услышать стихотворение десять раз, прежде чем он его запомнит, то в следующий раз ему достаточно трёх-четырёх повторений, а потом и одного раза. Мне говорили, что ребёнок выучивает 170 стихов Иссы в год.
Повторение - мать учения. Это аксиома. Если ребёнок забыл строчку, пусть повторит всё стихотворение от начала до конца. Те, кто тренировал свою память таким образом, могут запомнить целую сказку после четырёх или пяти прочтений.
Некоторые читатели с сомнением отнесутся к такому методу тренировки памяти. Я тоже вначале считал, что хайку Иссы не совсем подходят для детей. Однако цель таких занятий не просто заучивать наизусть, но также развивать эстетическое чувство ребёнка, его умственные способности и творческие потенции.
Мозг ребёнка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но память ржавеет, если её не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она функционирует и развивается.
Способности ребёнка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.