Волнение от стрха быть брошенным.
Ребенку никогда нельзя угрожать тем, что он может быть брошен, — ни в шутку, ни в гневе. Часто можно слышать, как раздраженная мать кричит в магазине или на улице на своего копушу-ребенка: «Если ты не поторопишься, я оставлю тебя здесь». Такие заявления возбудят в ребенке затаенный страх, что его могут бросить. У ребенка разыгрывается фантазия, будто он остался один во всем мире.
Некоторые дети пугаются, когда, вернувшись из школы, не застают маму дома. Дремлющий в их душах страх быть брошенными тотчас просыпается. Как уже говорилось, в таких
случаях для ребенка лучше оставлять записку или звуковое сообщение на недорогом магнитофоне. Записанное на магнитофон сообщение особенно помогает детям. Спокойный голос родителей и нежные слова вселяют в них уверенность и позволяют легко пережить разлуку без ненужных волнений.
Когда превратности судьбы заставляют нас разлучиться на какое-то время с маленькими детьми, этому должна предшествовать определенная подготовка. Некоторые родители не решаются открыто сказать, что ложатся на операцию, уезжают в отпуск и т.п. Боясь реакции детей, они уезжают потихоньку — ночью или когда дети в школе, предоставляя родственникам или няне объяснять детям ситуацию.
Мать трехлетних близнецов должна была лечь на операцию. Атмосфера в доме была напряженная, но детям ничего не сказали. Утром мать ушла с продуктовой сумкой, делая вид, что идет по магазинам. Она ушла и не возвращалась три недели. Дети увядали прямо на глазах. Никакие объяснения отца не могли успокоить их. Они плакали по ночам, а большую часть дня проводили у окна, поджидая мать.
Дети переживут стресс от разлуки более легко, если будут заранее подготовлены. Тщательная подготовка требует более подробных объяснений, а также общения с ними на их родном языке игрушек и игр.
За две недели до того, как лечь в больницу, мама рассказала трехлетней Иветте о предстоящем событии. Иветта проявила к этому мало интереса, но отсутствие любопытства не обмануло маму. Она предложила девочке поиграть в игру «Мама ложится в больницу». Специально купленные для такого случая куклы представляли членов семьи, врача и медсестру. Мама говорила:
«Мама собирается лечь в больницу, чтобы выздороветь. Мамы долго не будет дома. Иветта удивится, где же мама? Куда подевалась мама? А мамы не будет дома. Ее не будет ни на кухне, ни в ванной, ни в гостиной. Мама будет в больнице, и доктор будет лечить ее. Иветта расплачется — хочу маму, хочу маму! Но мама будет поправляться в больнице. Мама любит Иветту и будет скучать полней. Она будет думать об Иветте каждый день. Иветта тоже будет скучать по маме. Мама вернется домой, и Иветта очень обрадуется».
Драма разлуки и встречи разыгрывалась мамой перед дочерью снова и снова, и вскоре Иветта свыклась с мыслью о предстоящей разлуке. Используя соответствующие куклы, мама рассказывала, как доктор и медсестра будут лечить ее, а потом, когда вылечат, отпустят домой.
Перед уходом мамы в больницу Иветта попросила снова разыграть кукольное представление. Она сама произносила большинство реплик и закончила представление словами: «Не беспокойся, мамочка, я буду ждать тебя столько, сколько нужно».
Перед тем как уйти, мама познакомила Иветту с новой няней, поставила на тумбочку у кроватки Иветты свою большую фотографию и оставила длинное и нежное звуковое послание на магнитофоне. Образ мамы и звук ее слов помогли Иветте пережить долгую разлуку.