Каким детям пойдёт на пользу помощь профессионала
В школе у таких детей, как правило, тоже сверхобразцовое поведение. Они дисциплинированы, послушны и все свое время и силы тратят на то, чтобы понравиться учительнице, которую боятся. Они могут льстить ей, рисовать ее, добровольно стирать с доски. С самого первого дня они повторяют учительнице, как любят ее. Все эти комплименты и признания нельзя принимать за чистую монету. Эти же слова они с готовностью будут говорить и кому-нибудь другому. За их приятными речами кроется страх сорваться, допустить враждебный выпад и поплатиться за него испорченными отношениями.
"Частый симптом у таких детей — хроническая усталость. Под маской добра прячутся многочисленные импульсы зла. Необходимость постоянно трансформировать эти импульсы в ангельское поведение и все время соблюдать бдительность, поддерживать фасад благопристойности требует огромной энергии от них Неудивительно, что они быстро утомляются.
Терапия предполагает отучение таких детей от рабской угодливости и воспитание в них самоуважения, уверенности в себе, настойчивости. Постепенно они начинают понимать, что нет нужды искать чьего-либо расположения и заискивать перед кем-либо. Они начинают осознавать свои потребности, понимать свои чувства, обретают собственное лицо.
Неразвитые дети. В данную группу включены дети, которые хотят быть любимыми и любимы как маленькие дети, а не как растущие личности с собственными мыслями и потребностями. Это чрезмерно опекаемые дети, не подготовленные к реалиям внешнего мира за пределами семьи, служащей им убежищем. У них мало возможностей развивать уважительное отношение к нуждам и чувствам других, и им трудно делиться с кем-либо своей собственностью. Они избалованы, всегда хотят получить то, что хотят. Они проявляют чрезмерную зависимость от родителей, братьев и сестер, товарищей по играм, и всех их они раздражают своим постоянным требованием внимания к себе, помощи и одобрения. Вместо того чтобы прилагать собственные усилия, они ждут, чтобы их обслужили. Они могут потребовать, чтобы их одели, а за завтраком кормили с ложечки. Дети, остающиеся по сути грудными даже в относительно взрослом возрасте, постоянно вступают в конфликты. Они создают напряжение в доме, суматоху и беспорядок в школе и ссоры между соседями.
Психотерапия проводится в тщательно подобранных группах неразвитых детей. Перед группой ставятся задачи-стимулы для поддержания психического роста детей, обеспечивается безопасная арена для «испытаний новых» образцов поведения. Там они осознают, какие аспекты их поведения социально неприемлемы и какие приемлемы. В результате начинают проявлять усилия к тому, чтобы соответствовать стандартам своих ровесников. Их обучают поведению в разного рода существенных моментах жизни, например, как делиться материальными благами и вниманием дружески расположенных к тебе взрослых. Дети учатся как сотрудничать, так и соперничать, драться и мириться, конкурировать и идти на компромиссы. Это готовит их к общению со сверстниками на равных.
Подавленные дети. Это дети робкие, застенчивые, покорные, молчаливые, кроткие и слабовольные. Им трудно выразить обычные для других чувства привязанности или враждебности, у них мало друзей, они избегают массовых игр. Они избегают контактов и знакомств с людьми, не заводят друзей. Они всегда ждут, чтобы другие сделали первый шаг навстречу, и даже после этого могут не ответить взаимностью на доброту.
Замкнутым детям трудно устанавливать взаимоотношения с учительницей в школе и одноклассниками во дворе. Они приходят в оцепенение, когда их вызывают к доске для устного ответа или даже просто спрашивают о чем-то. В таких случаях они могут ответить лиШь «да» или «нет», а то и вовсе ничего. Целыми днями они сидят, молча уставившись в
пространство. На детских площадках они также одиноко слоняются без цели, а если и играют, то только в тихие игры, не требующие общения со сверстниками. Если другие дети навязывают им контакты, они впадают в волнение, граничащее с паникой.
Замкнутым детям можно помочь методами психотерапии. Дружески расположенный к ним взрослый, тщательно подобранные группы и материалы для занятий не дают им возможности оставаться в своей «раковине». Созданная в таких группах атмосфера ускоряет их выход из изоляции, поощряет свободу игр и общения с другими детьми.
Трусливые дети. Дети и страх так же неразлучны, как ветчина и яичница. Исследования показали, что более 90% детей хоть раз переживали сильный испуг. Источником страха у трехлетних детей были главным образом собаки, у четырехлетних — темнота. Эти страхи проходят с возрастом и к восьми годам исчезают практически полностью. Кроме этих источников нормальными детьми упоминались также вой сирен, землетрясения, угроза похищения, быстрая езда, змеи, боязнь высоты. Многих детей не избавляло от страха даже присутствие пяппм взоослого. Такие дети просят оставить свет в комнате на ночь, цепенеют при звуках пожарной сирены, вздрагивают при упоминании о гангстерах.
Некоторые из таких детей нуждаются в профессиональной психологической помощи. Это дети, у которых доминирует продолжительный и напряженный страх. Их волнение парализует волю даже если страх совершенно необоснованный: небо может упасть на землю, молния ударить в дом, наводнение может погубить всю семью. Нет конца этому калейдоскопу страхов.
У некоторых детей гипертрофированна чистоплотность. Весь мир кажется им чересчур грязным, а они не хотят испачкаться абсолютно ничем. Они боятся любой пылинки на руках или одежде и впадают в транс, если не могут удалить ее немедленно. Другие дети панически боятся громких звуков, высоты, незнакомых людей, текущей воды, темных углов, мелких насекомых и больших животных. Они всячески стараются избежать мести и занятий, таящих для них потенциальную угрозу. Они не подходят близко к воде, не поднимаются по лестнице, отказываются оставаться в темной комнате.
При лечении данного рода отклонений детям в группе часто предлагают заниматься именно тем, чего они бояться: они стреляют из
пугачей, макают пальцы в краску и рисуют ими на бумаге, покрывают себя грязью, выключают свет. Групповой подход не дает каждому из детей оставаться наедине со своим страхом. В дальнейшем психотерапевт борется с остаточными явлениями, проявляя индивидуальный подход к каждому из детей. Он помогает детям «выговорить» свои страхи в игровой обстановке, в результате чего ребенок приучается владеть собой.
Женственные мальчики. Иногда помощь профессионала требуется мальчикам, которые выросли без отца или в семье, где он единственный мальчик среди множества девочек. Поскольку в таких домах нет мужчины как образца для подражания, мальчик невольно начинает подражать женщинам. Прежде всего это выражается в полним отсутствии агрессивных черт характера. Такие мальчики избегают грубых игр и прямых стычек с другими мальчиками, чувствуют себя более комфортно в компании девочек. Обычно другие дети относятся к ним с известной долей презрения. Им дают обидные прозвища, часто задирают физически. Они становятся эмоционально ранимыми и вырастают неполноценными в психическом отношении.
Профессиональная помощь таким мальчикам выражается в предложении желательной модели для подражания и поощрении мужских черт характера.
Дурные привычки и нервные тики. Некоторые дети доводят родителей до белого каления тем, что постоянно шмыгают носом, строят гримасы, трут глаза, покашливают, ковыряют в носу, подергивают плечами, кусают ногти, сосут пальцы, хрустят суставами пальцев, подергивают или постукивают ногой. Эти отклонения могут быть настолько ярко выраженными, что не могут не привлекать внимания. В доме становится невыносимо от носовых, горловых и иных звуков. Таким детям нужна консультация психотерапевта, чтобы помочь избавиться от дурных привычек.
Дети с нормальной психикой тоже часто проявляют нечто в этом роде, однако не постоянно, а в основном когда ребенок устает, хочет спать, чем-то очень занят или эмоционально возбужден.
Дети, которые мочатся и ходят под себя. Исследованиями установлено, что около 10-15% детей старше четырех лет все еще мочатся в постель, а некоторые даже днем. Большинство из этих детей не научились контролировать свой мочевой пузырь.
Непроизвольное мочеиспускание обычно рассматривается как признак эмоционального напряжения, и только у 5% детей это связано с функциями организма. Таких детей необходимо показать врачу.
Само по себе непроизвольное мочеиспускание еще не говорит о степени эмоциональной нагрузки. Оно может проявляться как при легких волнениях, так и при серьезных нервных потрясениях. Иногда это отклонение исчезает после небольшого курса психотерапии, иногда искоренить его бывает чрезвычайно трудно.
Непроизвольное испражнение необходимо рассматривать как следствие эмоционального стресса, если нарушение естественных функций организма не подтверждено врачом. Это отклонение свойственно обычно детям дошкольного возраста, но иногда встречается также и у школьников, вплоть до старших классов. Чем старше ребенок, тем серьезнее его проблема. Иногда это превращается в форму протеста против власти родителей вообще и против их жестких гигиенических требований в частности. В этом случае стыдить — значит только углубить конфликт и ожесточить сопротивление ребенка.
Оба вида отклонений доставляют много хлопот и поэтому даже в легкой форме требуют наблюдения врача. Во многих случаях улучшение отношений между ребенком и родителями несет существенный вклад в решение проблемы.