Волнение от ощущения обиды.
Чтобы не вызывать это чувство понапрасну, родйтели должныдетским нарушениям морали так же, как поступает механик, которому предстоит чинить автомашину. Он не порицает владельца машины, а выясняет, что именно нуждается в ремонте. Он не ругает стук, скрип или скрежет, а использует их как средства для диагностики. Он спрашивает себя: «что может послужить источником этих симптомов?».
Детям приятно внутренне сознавать, что они действительно вольны думать так, как им нравится, не опасаясь утратить родительскую любовь и одобрение. При этом могут помочь такие слова:
— Ты чувствуешь одно, а я другое. Мы по-разному относимся к одному и тому же предмету.
— Твое мнение тебе кажется верным. Но у меня другое мнение. Я уважаю твои взгляды, хотя они и не совпадают с моими.
Родители могут непреднамеренно вызвать чувство вины у ребенка, давая пространные и ненужные объяснения. Это особенно относится к «современным» родителям, которые уверены, нто должны «управлять» согласием даже в запутанных ситуациях.
Пятилетний Заки рассердился на воспитательницу в детском саду за то, что она проболела две недели. Когда она вернулась, он схватил шляпу и выбежал во двор. Мама и воспитательница последовали за ним. Воспитательница сказал: «Это моя шляпа. Верни ее мне». Мама сказал: «Заки, ты прекрасно знаешь, что это не твоя шляпа. Если ты не отдашь ее, мисс Марта может простудиться и заболеет снова. Она и так болела две недели. Ты же не хочешь, чтобы воспитательница снова заболела, правда?»
Опасность заключается в том, что при данном подходе Заки может почувствовать себя ответственным за болезнь воспитательницы. Длинное объяснение было неуместным и вредным. Все, что необходимо было в тот момент, это вернуть шляпу. Шляпа в руках лучше журавля в небе, т.е. длительных «переговоров» во дворе.
Возможно, позже воспитательница отсудит с Заки недовольство ее долгим отсутствием и подскажет ему более достойные способы выражения своих чувств.