Развитие мышления. Конкретное мышление
Трехлетний ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями каждый день. Получая новую информацию, он постоянно изменяет свое восприятие мира. Каждое взаимодействие - это возможность открытия. Даже простой поиск ниток может привести к захватывающим откровениям.
Трехлетний ребенок видит мир не так, как взрослый. Он не разделяет всех посылок взрослого. Он не знает законов, управляющих миром, причинно-следственных закономерностей, законов времени и пространства. Он не принимает основных законов логики. У него особый образ мышления. Он мыслит образами, богатство его фантазии неисчерпаемо. Родители, разделяя радости открытия со своими детьми, воспринимая мир глазами трехлетнего ребенка, испытывают чудесное чувство новизны.
Конкретное мышление
Для описания мышления трехлетнего ребенка используется термин «конкретное». Это означает, что ребенок воспринимает только те вещи, которые он видит, только те предметы, которых может коснуться, и лишь те состояния, которые ощущает.
Трехлетние дети считают, что их мысли и желания могут повлиять на события. Мальчику иногда хотелось, чтобы его надоедливого младшего брата не существовало. Однажды тот действительно исчез, отстав от других членов семьи на прогулке. Ребенок принял случившееся как свидетельство силы его мыслей, хотя, разумеется, это было простым совпадением.
Трехлетний ребенок не понимает закона причины и следствия. Он полагает, что причинную взаимосвязь имеют события, близкие по времени.
Мальчик запустил в брата игрушкой. У того под глазом появился большой синяк. Позже в тот же день у ребенка заболели уши и подскочила температура. Он воспринял свою болезнь как наказание за то, что он ударил брата. Для трехлетнего ребенка события, происшедшие одно за другим, взаимосвязаны друг с другом.