Мелкие промахи и крупные ценности.
— Итак, ты снова потерял свою перчатку. Это неприятно, поскольку перчатки стоят денег. Это печально, но не катастрофа.
Из-за потерянной перчатки не стоит терять настроение, а порванная рубашка не должна служить поводом к домашней трагедии.
Обидные прозвища: как реагирует на них ребенок?
Обидные прилагательные, как и ядовитые стрелы, следует применять только против врага, но не против маленьких детей. Когда кто-то говорит: «Это гадкий стул», со стулом ничего не происходит. Он не чувствует себя оскорбленным или смущенным. Он стоит на полу, невзирая на любые прозвища. Но когда ребенка называют гадким, глупым или неуклюжим, с ним кое-что происходит. Его тело и душа реагируют. Он ощущает обиду, гнев и ненависть. Он фантазирует на тему мести. Эти фантазии порождают угрызения совести, а из тех возникает тревога. Отсюда могут появиться признаки нежелательного поведения (См. гл.7). Короче говоря, возникает цепь реакций, причиняющих горе и ребенку и родителям.
Когда ребенка называют неуклюжим, он может вначале возразить: «Нет, я вовсе не такой». Но чаще всего он верит родителям и начинает считать себя и впрямь неуклюжим. Когда он ненароком споткнется или упадет, ребенок может громко сказать себе: «Ты такой неуклюжий» и отныне избегать ситуаций, требующих от него проворства, поскольку он
убежден, что собственная неуклюжесть помешает ему добиться успеха.
Когда родители или учителя постоянно твердят ребенку, что он глупый, он постепенно начинает этому верить. Такой ребенок оставляет все интеллектуальные попытки чего-либо добиться, чувствуя, что единственный способ избежать насмешек — это уклониться от соревнования или конкурса. Его безопасность покоится на отсутствии усилий и его жизненным девизом становится принцип: «Если я не возьмусь за это, я не проиграю