Как избежать пораженческих ситуаций
Для детей угрозы — это приглашение повторить запретный поступок. Если сказать ребенку: «Попробуй только сделать это еще раз...», — он не услышит слова «попробуй». Он слышит лишь: «Сделай это еще раз». Иногда он переиначивает услышанное так: «Мать ждет, что я сделаю это снова. Я сделаю, иначе она будет разочарована».
Предупреждения такого рода — при кажущейся взрослым логичности — не только бесполезны, но и вредны. Они провоцируют повторение неприятного поступка. Предупреждение служит вызовом детской самостоятельности. Если у него есть самоуважение, он обязан нарушить запрет, чтобы показать себе и другим, что он не слабак.
Пятилетний Оливер продолжал бросать мяч вокно, несмотря на многочисленные предупреждения. Наконец мать сказала: «Если мяч еще раз попадет в окно, я выдеру тебя, как Сидорову козу, обещаю. Через секунду звон разбитого окна показал матери, что ее угроза «сработала»: мяч ударил в окно последний раз. Последовавшую за серией угроз и непослушаний сцену несложно представить.
Другой пример иллюстрирует... владение подобной ситуацией. Семилетний Питер выстрелил из пугача в своего крошку-брата. Мать сказала: «Стреляй в мишень, а не в малыша». Питер снова выстрелил в младенца и мать отняла у него игрушку. Она сказала: «Нельзя стрелять в людей».
Мать сделала то, что считала нужным для защиты малыша, и одновременно показала границу приемлемого поведения. Питер узнал последствия своих поступков без ущерба для своего «эго». Ему была предложена альтернатива: стрелять в мишень или лишиться пистолета. В данном случае мать не пошла по обычному пути угроз и назиданий и избежала поражения.