Обучение вежливости: поведнние дома и в гостях
Шестилетний Роберт только что получил пакет с подарком. Горя любопытством, он стискивает коробку, желая узнать, что внутри.
Мать: Роберт, прекрати! Ты испортишь подарок! Что нужно сказать, получив подарок?
Роберт (сердито): Спасибо!
Мать: Вот и молодец.
Мать могла бы поступить иначе и сказать: «Спасибо, тетушка Патриция, за ваш милый подарок». Вполне возможно, что Роберт последовал бы ее примеру собственным «Спасибо». Если бы он промолчал, мать могла исправить положение позже, когда они остались одни. Она могла бы сказать: «Тетя Патриция очень заботлива и принесла тебе подарок. Давай напишем ей записку с благодарностью. Она будет рада, что мы подумали о ней».
Хотя данный подход сложнее простого укора, он все же более эффективен. Тонкости искусства социального поведения не следует вколачивать молотком.
Когда дети перебивают разговор взрослых, те обычно реагируют сердито: «Замолчи! Не перебивай нас!», тем не менее перебивать непрошенного собеседника тоже невежливо. Родителям не следует грубить в процессе внушения ребенку принципов вежливости. Возможно, лучше сказать: «Мне хотелось бы закончить мой рассказ. А потом наступит твоя очередь».
Ни к чему хорошему не приведет то, что вы называете вашего ребенка грубым. Напротив, это не внушит ему желание быть вежли-
вым. Существует опасность, что он примет эту оценку и сделает ее частью своего характера. Решив для себя, что он грубый, ребенок будет стараться оправдывать этот образ, а для грубых вполне естественно и грубое поведение.
Посещение друзей или родственников представляет возможность преподать урок вежливости детям. Лучше всего, когда забота о детском поведении возложена на ребенка и хозяина дома. Наша помощь ограничится пониманием желаний и эмоций ребенка.
Дети знают, что нам не хочется делать им замечания в чужом доме, поэтому выбирают его как территорию для вызывающего поведения. Лучшим противодействием такому подходу будет позволить хозяину дома самому установить правила поведения в своем доме и следить за их выполнением. Если ребенок прыгает на диване в доме тетушки Мэри, пусть она сама решает, предназначен ли ее диван для прыжков, и установит пределы дозволенного. Ребенок более послушен, если правила установлены посторонними людьми. Освобожденная от дисциплинарных обязанностей мать подскажет ребенку, шепнув ему на ухо, что «здесь так не принято».
Такие меры можно применить только по предварительному уговору гостя и хозяина по поводу границ ответственности. Хозяин обладает правом требовать выполнения установленных в его доме правил. Но мать — гостья и должна временно отказаться от своей роли блюстительницы дисциплины. Своим невмешательством она помогает ребенку постигнуть реальность ситуации.