Ответственность: домашние заботы и послушание.
.
Суть дела в том, что ответственность нельзя «возложить». Ее ростки могут появиться изнутри, питаемые и направляемые ценностями, почитаемыми в семье и обществе. Ответственность, не основанная на положительных ценностях, может быть антисоциальной и деструктивной. Хулиганы нередко проявляют ответственность по отношению друг к другу и к своей шайке. Члены шайки полагают своей обязанностью честнейшее поведение по отношению друг к другу: они выполняют приказы, оказывают помощь нуждающимся членам и заботятся о семьях заключенных соратников.
Источник ответственности. Желая воспитать в наших детях ответственность, мы хотим, чтобы она формировалась на основе непреходящих общечеловеческих ценностей, включающих прежде всего достоинство, уважение к другой личности и заботу о человеке — в конечном счете на уважении к жизни на свободе и поисках счастья. Безусловно, мы не рассматриваем проблему ответственности в таком широком ее аспекте. Наши задачи более узки: мы распознаем эту проблему в конкретных жизненных ситуациях — в неубранной комнате нашего ребенка, неважных успехах в школе, неряшливой домашней работе, хмуром непослушании или плохих манерах, или в противоположных случаях, когда ребенок вежлив, держит себя и комнату в чистоте, выполняет с точностью все задания и все же принимает безответственные решения. Последнее случается с детьми, излишне опекаемыми родителями, им всегда указывают, что надлежит сделать, и они, таким образом, почти не имеют возможности выработать состоятельные суждения или внутренние критерии. Во всех подобных примерах мы должны разобраться и помочь детям воспитать в себе чувство ответственности.
Эмоциональная реакция ребенка на наши инструкции — сигнал, показывающий насколько он усвоил то, что мы пытаемся ему внушить.
Ценностям нельзя обучать напрямую. Система ценностей формируется в ребенке и становится частью его личности только благодаря тому, что он отождествляет себя с завоевавшими его любовь и уважение людьми.
Следовательно, проблема ответственности в детях проецируется на родителей, если точнее, систему их ценностей, выражаемую в процессе воспитания. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос: имеются ли определенные рекомендации и способы, помогающие воспитать в детях желанное чувство ответственности?