Долгосрочная и краткосрочная программы
Первым шагом в долгосрочной программе является готовность заинтересоваться мышлением и внутренними чувствами детей, и не только в их внешнем послушании или бунтарстве.
Как же понять, о чем дети думают и что они ощущают?
Дети сами дают нам разгадку. Их чувства отражаются в слове, голосе, жесте или позе. Нам нужно лишь ухо, чтобы внимать, глаз, чтобы взирать, и сердце, чтобы чувствовать.
Наш внутренний девиз таков: Позволь мне понять. Позволь показать, что я понимаю. Позволь мне показать это словами, не критикующими и не укоряющими тебя машинально.
Когда ребенок вернулся из школы притихший, вялый и заторможенный, мы можем по его походке определить, что с ним случилось нечто неприятное. Следуя нашему девизу, мы не начнем наш разговор с критического замечания типа:
— Почему у тебя хмурый вид?
— Ну что за мрачная гримаса?
— У тебя такой вид, будто ты потерял лучшего друга.
— И чем ты занимался на этот раз?
— В какие неприятности ты попал сегодня?
Поскольку нас интересует внутренняя реакция ребенка, мы избежим замечаний, которые вызовут неприязнь и возмущение в ребенке, замечаний, заставляющих его желать, чтобы все горело синим пламенем.
Родители могут показать внимание одной из таких фраз:
— С тобой случилась какая-то неприятность.
— Для тебя это был плохой день.
— Кто-то обошелся с тобой круто.
Такие замечания предпочтительнее, нежели вопросы типа «Что с тобой случилось? Скажи, что случилось?» Подобные вопросы скорее выражают любопытство, тогда как замечания внушают сочувствие.
Нельзя уйти от факта, что ребенок учится на своих переживаниях. Если ему приходится постоянно выслушивать критические высказывания, он не учится ответственности. Ребенок привыкает укорять себя и отыскивать промахи у других, он привыкает сомневаться в собственных суждениях, недооценивать свои способности и не доверять чужим намерениям. И самое главное, он привыкает жить в постоянном ожидании неминуемой расплаты.