Советы психолога. Бесполезные диалоги
Дети часто избегают разговоров с родителями. Им не нравится выслушивать наставления и порицания. Детям кажется, что родители слишком болтливы. Восьмилетний Дэвид говорит матери: «Когда я задаю маленький вопрос, почему ты так долго отвечаешь?». Потом он делится с друзьями: «Я ничего не говорю маме. Если я с ней заговорю, у меня не останется времени на игру».
Услышав такой долгий разговор между родителями и ребенком, можно заметить, как мало они слушают друг друга. Их разговор состоит из двух монологов: в одном — укоры и наставления, в другом — отрицания и жалобные просьбы. Трагедия такого «общения» — не в недостатки любви, а в непонимании родителями ребенка и в недостатке уважения к нему. В данных примерах также налицо отсутствие навыка общения с детьми.
Наш повседневный язык не адекватен целевому общению с детьми. Чтобы уметь «достичь» ребенка и не получить разочарования от бесед с ним, нам необходим новый кодекс общения, включающий в себя новые принципы отношений с детьми.