Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Детская психология » Признание двойственности

Признание двойственности

21 апр 2010, 14:13

Признание двойственностиДети любят и ненавидят нас одновременно. Они ощущают двойственность по отношению к родителям, учителям и всем прочим, кто обла-

лает властью над ними. Взрослым трудно воспринять эту двойственность как жизненный факт. Мы полагаем, что в двойственности по отношению к людям, и особенно к членам семьи, есть нечто порочное.

 

Мы должны привыкнуть к факту существования двойственных чувств в себе и в наших детях. Чтобы избежать ненужных конфликтов, детям необходимо знать, что такие эмоции нормальны и естественны. Мы можем избавить ребенка от многих переживаний и от ощущения вины, признавая и говоря ему о двойственных эмоциях?

— Кажется, у тебя двойственное отношение к учителю: ты и любишь, и не любишь его.

 

— Кажется, ты чувствуешь себя двояко по отношению к старшему брату: ты и восхищаешься им, и ненавидишь его.

— У тебя два мнения' по этому вопросу: ты хотел бы поехать в лагерь, но хотел бы и остаться дома.

Спокойное признание двойственности чувств у детей полезно, потому что оно внушает им мысль о том, что даже их «сложные» эмоции поддаются пониманию. «Если мои сложные чувства можно понять, они не так уж и сложны», — сказал однажды один мальчик.

 

Фразы, подобные таким: «Ей-богу, ты вконец запутался! То ты любишь своего друга, то ненавидишь его. Шевели мозгами, если они у тебя есть», — не помогут ребенку разобраться в себе.

 

Неповерхностный взгляд на человеческие отношения допускает, что вместе с любовью бывает и толика ненависти; восторгу может сопутствовать зависть; успех нередко сопровождается неуверенностью. Нужно обладать мудростью и признать право на существование всех эмоций — позитивных, негативных и двойственных.

Внутренне эту концепцию принять нелегко. Наше детское воспитание и взрослое образование предрасположили нас к противоположному взгляду: нас учили, что негативные эмоции — «плохие» и их нельзя испытывать, иначе нам будет стыдно. Новый научный подход говорит, что лишь реальные действия могут быть «плохими» или «хорошими», а воображаемые — не могут. Можно порицать или хвалить лишь за поведение, но не за эмоции. Осуждение чувств и цензура над воображением отразятся на умственном здоровье.

Эмоции — часть нашего генетического наследства. Рыбы плавают, птицы летают, а люди чувствуют. Иногда мы счастливы, иногда нет. В нашей жизни бывают минуты, когда мы ощущаем гнев и страх, печаль и радость, жадность и угрызения совести, вожделение и презрение, восторг и отвращение. Мы не можем выбирать обуревающие нас эмоции, однако, мы способны выбирать, как и когда выразить их, при условии, что мы их распознали. В этом суть проблемы. Многие взрослые люди, даже получившие высшее образование, толком не знают, что представляют собой их эмоции. Когда они ненавидели, им говорили, что это всего лишь неприязнь. Когда они боялись, им внушали, что бояться нечего. Когда они ощущали боль, им советовали быть храбрыми и улыбаться. Многие из наших популярных песен говорят нам: «Притворись счастливым, когда тебе грустно».

 

Что можно предложить вместо этого притворства? Только правду. Обучение распознаванию эмоций поможет детям научиться понимать свои чувства. Для ребенка важнее знать, что именно он чувствует, нежели почему он это чувствует. Когда он ясно понимает природу эмоций, он менее расположен к мысленной сумятице.

Волшебное зеркало личности.

 

Как помочь ребенку узнать свои чувства? Мы можем сделать это, играя роль зеркала для его эмоций. Ребенок узнает о своей физической внешности, глядя на отражение в зеркале. Он узнает о своей эмоциональной внешности, слушая свои отраженные нами чувства.

 

Задача зеркала — отразить облик как он есть, без лести и искажений. Мы не хотим, чтобы зеркало сказало нам: «Ты выглядишь ужасно. У тебя налитые кровью глаза и опухшее лицо. И вообще ты никуда не годишься, тебе нужно срочно заняться собой». Заглянув несколько раз в такое волшебное зеркало, мы будем избегать его, как чумы. Мы хотим получить от зеркала облик, а не проповедь. Возможно, нам не понравится увиденное отражение, но все же мы предпочтем сами выбрать для себя курс косметических процедур.

Задача эмоционального зеркала — отражать эмоции такими, какие они есть, без искажений:

 

— Кажется, ты очень сердит.

— Похоже, ты ужасно ненавидишь его.

— По-моему, вся эта возня внушает тебе отвращение.

Для испытывающего эти чувства ребенка данные замечания весьма полезны. Они ясно показывают ему собственные эмоции. Четкость облика, как в обычном, так и в эмоциональном зеркале, обеспечивает для ребенка возможность исправления и изменения по собственной инициативе.



21 апр 2010, 14:13




Признание двойственности


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.