Молчаливные сигналы и самооценка.
Полезная похвала: Спасибо, что вымыл машину, она выглядит как новая.
Возможное восприятие: Я хорошо потрудился. Мою работу оценили.
(Бесполезная похвала: Ты мой ангел!).
Полезная похвала: Мне понравилось твое сочинение. Оно такое интересное и остроумное.
Возможное восприятие: У меня хороший вкус. Я могу положиться на свой выбор.
(Бесполезная похвала: Ты всегда пишешь замечательно).
Полезная похвала: Твоя поэма тронула меня.
Возможное восприятие: Я рад, что умею писать поэмы.
(Бесполезная похвала: Ты прекрасный поэт для твоих лет).
Полезная похвала: Книжная полка, которую ты сделал, выглядит прекрасно.
Возможное восприятие: Я способный.
(Бесполезная похвала: Ты просто замечательный столяр).
Полезная похвала: Твое письмо доставило мне огромную радость.
Возможное восприятие: Я могу доставлять другим радость.
(Бесполезная похвала: Когда дело касается писем, ты молодчина).
Полезная похвала: Я очень ценю, что ты вымыл сегодня посуду.
Возможное восприятие: Я хороший помощник.
(Бесполезная похвала: Ты вымыл посуду лучше домработницы).
Полезная похвала: Спасибо, что подсказал мне, что я заплатил тебе чересчур много. Я это очень ценю.
Возможное восприятие: Я рад, что я честный.
(Бесполезная похвала: Ты такой честный ребенок).
Полезная похвала: Твое сочинение навело меня на некоторые интересные мысли.
Возможное восприятие: Я могу быть оригинальным.
(Бесполезная похвала: Ты пишешь хорошо
для твоего возраста. Конечно, тебе еще многому нужно учиться).
Такого рода красноречивые замечания и положительные выводы ребенка — кирпичики его ментального здоровья. Выводы ребенка относительно себя в ответ на наши слова позже будут повторены им мысленно, а реалистичные, положительные замечания, внутренне пережитые ребенком, в большой степени определят его хорошее мнение о себе и об окружающем мире.