Желаемые цели и повседневное обучение
Недооценка этих важных требований может создать непреодолимые сложности. Наши родители и учителя не подготовили нас в должной степени к обузданию эмоций. Они и сами не знали, как совладать с сильными чувствами. Сталкиваясь с бурными эмоциями в детях, они пытались отрицать их или отстраниться, подавить или сгладить эти эмоции. При этом пользовались приносящими только вред увещеваниями.
Отрицание: Ты говоришь не то, что думаешь, ведь на самом деле ты любишь своего братика.
Отстранение: Это не твои поступки, а дьявола в тебе.
Подавление: Если ты еще раз упомянешь слово «ненавижу», то получишь незабываемую взбучку. Хороший ребенок не испытывает таких эмоций.
Сглаживание: на самом деле ты не злишься на своего брата. Может, ты его недолюбливаешь. Тебе нужно подняться над этими чувствами.
Такого рода замечания игнорируют тот факт, что эмоции нельзя уничтожить, как нельзя остановить течение рек. Сильные чувства бесполезно отрицать или пытаться воз-
действовать на них логичными доводами. Игнорировать их или подавлять — значит напрашиваться на неприятности. Их необходимо признать и оценить с тем, чтобы умело направить их в другое русло «Прирученные» эмоции могут оживить нашу жизнь и привнести в нее много радости и света. Вопрос по-прежнему остается: какие шаги мы можем сделать, чтобы сократить разрыв между желаемой целью и ежедневным общением? С чего нам начинать?