Ответетственность. право голоса и выбора при воспитании ребенка
Дети не появляются на свет с врожденным чувством ответственности. Они даже не приобретают его механически в определенном возрасте. Формирование ответственности, подобно обучению музыке, происходит постепенно в течение долгих лет. Для этого требуется еждневная практика при воспитании ребенка в выполнении обязанностей, в суждениях, выборе и прочих навыках, присущих возрасту и пониманию ребенка.
Обучение ответственности может начаться в самом раннем детстве. Ответственность воспитывают в нем, давая ребенку право голоса, а при необходимости, и право выбора, касающихся его делах.
Имеется четкая грань между правом голоса и правом выбора. Некоторые обстоятельства полностью укладываются в сферу детской ответственности. В этих случаях ребенок должен получить право выбора. Есть обстоятельства, затрагивающие благополучие ребенка и касающиеся исключительно нашей сферы ответственности. В этих случаях ребенок может получить право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, помогая ему принять неизбежное.
Рассмотрим несколько областей деятельности ребенка, где необходимо четко различать сферы ответственности между родителям и детьми.
Пища. Даже двухлетнего ребенка можно спросить, хочет ли он полстакана молока или полный стакан. Четырехлетнему можно позволить выбор между половиной яблока или целым яблоком, а шестилетний может самостоятельно решить, предпочитает ли он яйцо всмятку или вкрутую.
Необходимо вовлекать детей в ситуации, где им приходится делать выбор. Родители выбирают ситуации, дети делают выбор варианта.
Маленького ребенка не спрашивают: «Что ты хочешь на завтрак?» Его спрашивают: «Хочешь яичницу болтунью или глазунью? Хочешь поджаренный хлебец или обычный? Подогреть тебе кашку или хочешь холодную? Ты хочешь апельсиновый сок или молоко?»
Такие вопросы дают понять ребенку, что он ответствен за собственные дела. Он не просто исполнитель приказов, но равноправный участник в решениях, влияющих на его жизнь. Ребенок должен получать от родителей ясный намек: Мы обеспечиваем тебе чай, молоко и печенье, но выбор — твоя ответственность.
Проблемы питания детей зачастую создаются матерями, слишком пристально интересующимися вопросами научного питания детей.
Они принуждают их есть определенные овощи и указывают (вопреки науке), какие овощи благоприятны для какого органа тела. Ребенку лучше, если мать не придает особого значения питанию — главное, чтобы она готовила качественную и вкусную еду и позволяла детям есть столько, сколько требует их аппетит, придерживаясь медицинских рекомендаций. Ясно, что питание входит в сферу ответственности ребенка.
Одежда. Покупая одежду для ребенка, мы берем на себя ответственность выбора необходимой ему одежды и суммы потраченных денег. Мы выбираем в магазине несколько образцов, приемлемых для нас по цене и фасону. Ребенок сам выберет то, что ему хочется носить. Таким образом, даже шестилетний ребенок получает возможность выбора при покупке носков и рубашек — из тех, что мы ему отобрали. Во многих семьях у детей нет навыков и. опыта в покупке для себя одежды. По сути, даже некоторые взрослые не могут купить для себя костюма, если рядом нет жены или матери, помогающих им советом.
Особенно важно позволят детям постарше выбирать себе одежду, не слишком отличающуюся от принятых среди сверстников стандартов. Мальчик в коричневых ботинках в классе, где стандартом на этот год принята обувь из синей замши, подвержен (возможно, незаслуженно) нападкам и высмеиванию. Родителям необходимо разбираться, что нынче считается «крутым» среди детей, а что — устаревшим.
Сферы ответственности относительно одежды можно определить так: мы отбираем одежду, а дети делают свой выбор.