Воспитание детей. Укрепление дисциплины.
Перейдя границу дозволенного, ребенок начинает волноваться, поскольку ждет ответных мер или наказания. Родителям не стоит увеличивать это волнение. В такие минуты многословие выдает их слабость, тогда как выражать они должны силу. Ребенок в данной ситуации нуждается во взрослом союзнике, который помог бы ему управлять своими импульсивными поступками, причем так, чтобы ребенок не уронил своего достоинства. Следующий пример иллюстрирует нежелательную реакцию на нарушение:
Мать: Я вижу, ты не успокоишься, пока я не накричу на тебя. Хорошо же. (Громко и пронзительно) прекрати сейчас же, не то я покажу тебе, где раки зимуют! Если ты бросишь еще хоть одну вещь, пеняй на себя!
Вместо того, чтобы угрожать и обещать наказать, мать могла бы выразить свой неподдельный гнев более эффективно:
— Ты меня сердишь.
— Не выводи меня из себя.
— Вещи не для того, чтобы их бросать. Для этого существуют мячики!
Укрепляя границу дозволенного, родители должны следить, чтобы ситуация не переросла в конфликт, войну нервов.
Урсула (на детской площадке). Мне нравится здесь. Я не хочу идти домой. Останемся еще на час.
Отец. Ты говоришь «Да», а я говорю «Нет».
Такое заявление может привести к двум результатам, причем оба нежелательны: «поражению» отца или «поражению» ребенка. Лучше сконцентрироваться на желании ребенка остаться на площадке, чем на угрозе подрыва авторитета. Например, отец мог бы сказать: «Я понимаю, что тебе нравится здесь. Мне и самому хотелось бы, чтобы ты осталась здесь подольше. Однако на сегодня наше время истекло. Нам пора идти».
Если через минуту-две Урсула будет продолжать настаивать на своем, отец может взять ее за руку и увести с площадки. С маленькими детьми действия зачастую более эффективны, чем слова.