Люди с отличиями. Понимание ребенком отличий
Понимание различий
Трехлетний ребенок находится в предоперационной стадии когнитивного (познавательного) развития (см. раздел 4). Для ребенка в предоперационной стадии физические различия являются наиболее яркими. Он делит людей на группы, опираясь исключительно на свои визуальные наблюдения. Его группы состоят, например, только из людей с короткими волосами или только из людей, которые носят брюки. Он не понимает, что разделение на группы, основанное на визуальных отличиях, не всегда самое важное.
Представления трехлетних детей отличаются жесткостью и однозначностью. У них пока еще не хватает гибкости ума, чтобы сопоставить и проанализировать сразу же несколько знаков. Человек для них является либо мужчиной, либо женщиной. У человека либо короткие, либо длинные волосы. Ребенок не понимает, как люди, не похожие в анфас, могут быть похожими в профиль.
К трем годам дети замечают разницу по лицу, цвету и по другим физическим признакам. Они различают мужчин и женщин, светлую и темную кожу, отмечают наличие очков и слуховых аппаратов. Следующий шаг включает в себя уяснение разницы между сущностью объекта и его внешними характеристиками. Дети начинают понимать, что различия могут быть постоянными и временными.
Постепенно малыш начинает разбираться не только в сути объекта, но и в отношении к нему со стороны родителей. Если родитель пренебрежительно говорит о какой-то группе людей, то Ребенок будет относиться к ней точно так же.
Кроме того, ребенок учится на собственном опыте. Например, если ребенок играет с детьми, имеющими другое происхождение, то их представления могут заметно повлиять на его стереотипы. Очень большое влияние на малышей оказывают книги, игрушки и телепередачи. Они могут как закрепить негативные образы, так и, напротив, увлечь его положительными примерами. Родители могут воспользоваться силой средств информации, чтобы привнести в жизнь ребенка разнообразие и развить чувство собственного достоинства.