Идентификация половой роли. Дружба
Этот процесс отражается в играх. Если дети и играют в «дочки-матери», мальчики представляют себя отцом, девочки желают быть только матерью. Выбор занятия определяется жесткими стереотипами. Мальчики предпочитают игры, связанные с мужской профессией: шофер, машинист, летчик, пожарник и т.п. Девочкам интереснее играть с куклами. Они стремятся попробовать свои силы в выполнении женских обязанностей.
Эмоции и игра
В игре проявляются те эмоции детей, которые они испытывают в данное время. Наблюдая игры ребенка, родители много могут узнать о том, что у него на уме. Главное - не прекращать и не нарушать игру. Родители могут присоединиться к ребенку, если он пригласит их.
Мать собиралась вернуться на свою работу в конторе после трехлетнего отпуска по материнству. Она заметила, что игры ее сына переполнены разлуками и встречами. Когда он попросил ее поиграть с ним, она выбрала роль куклы-ребенка. На пути в детский сад ее кукла закапризничала. С облегчением она услышала, как мальчик сказал: «Не плачь. В детском саду тебе будет весело. Я приду за тобой в пять».
Чувства ребенка также проявляются в процессе групповой игры. Дети «примеряют на себя» роли взрослых, когда играют в семью, в магазин или в визит врача. Они учатся быть ответственными за что-то. Групповые игры помогают им уметь разрешать конфликты. Игра так важна для детей, что они находят способ утрясти разногласия и продолжить игру.
Дружба
Стабильная и длительная дружба - еще дело будущего. Некоторые дети предпочитают играть с одним-двумя сверстниками. Другие определяют как друга ребенка, с которым они играют в данный момент. В течение одного дня они могут завязать множество дружеских знакомств.
У детей есть воображаемые друзья. Придуманный друг бывает старше, бывает другого пола. Им может быть даже животное. Дети представляют себе, что он смелый или хорошо играет в футбол или же любит зеленый горох. Это позволяет детям взглянуть на мир по-другому.
В три года ребенок испытывает более широкий спектр эмоций, чем раньше. Растущая способность рассуждать помогает ему контролировать свои эмоции и понимать чувства других.