Как обращаться с испорченным ребенком
Начните с основных правил поведения, необходимых для обеспечения безопасности ребенка. Четко изложите их ребенку, убедитесь, что он понял вас, и требуйте неукоснительного их соблюдения. Например, если ребенок не хочет садиться на свое место в машине, то машина не поедет. Как только он освоит основные правила, можно вводить другие.
Если ребенок не подчиняется вам, не стоит угрожать ему, наказывать его или шлепать. Лучше использовать тайм-аут (см. раздел 15). Ребенок должен научиться выполнять правила не из страха, а потому, что они моделируют подобающее поведение.
Ребенку нужно внушить, что его требования не будут немедленно исполняться. Для этого можно в зависимости от ситуации использовать два подхода. Первый - это поощрять ребенка больше полагаться на себя. («Почему бы тебе не надеть рубашку самому?») Похвалите малыша, если он послушается вас, и хвалите за все, что может быть истолковано как попытка это сделать.
Другой подход заключается в том, что вы выполняете требование ребенка, но не сразу. Скажите, что поможете ему через некоторое время. («Я приду, как только дочитаю абзац».) Понемногу увеличивайте временной интервал, пока ребенок не научится спокойно ждать несколько минут.
Реакция ребенка на ужесточение правил может быть очень бурной. Он будто испытывает родителей на «прочность»: громко плачет, устраивает истерику, ломает игрушки, швыряет свои вещи. Каким бы яростным ни было его поведение, не уступайте ему. Если родители не поддаются, ребенок понимает, что они настроены серьезно. Только тогда он станет лучше себя вести.
На самом ли деле он испорчен?
Некоторые родители называют испорченными любопытных детей, которые «всюду суют свой нос». Но трехлетний ребенок - неутомимый исследователь, и это качество необходимо для его развития. Логический ответ на такое
поведение - обезопасить дом и убрать все опасные и хрупкие предметы. Ну и, конечно, нужно научить ребенка понимать значение слова «нельзя». Он не должен хватать любой интересующий его предмет.
Неправильно считать испорченным независимого и упрямого ребенка, который чувствует необходимость настоять на своем. Он не подчиняется взрослым, и те решают, что он испорчен. Но маленький ребенок, который яростно цепляется за свои идеи, уже начинает осознавать себя личностью. Его идеи - это его «я». «Негативизм» ребенка объясняется его незрелостью, а не испорченностью.
Во многих случаях так называемая испорченность связана с объективными причинами. К ним относятся проблемы с речью и слухом, аутизм, трудности характера, синдром недостатка внимания. Ребенок, страдающий хроническим заболеванием или переживший развод родителей, может плохо себя вести под влиянием стресса, но он не испорчен.
Нельзя полагать, что испорченный ребенок безнадежен. Любящие родители помогут ему исправиться и добьются счастливого исхода как для него, так и для себя.