Ребенок с хроническим заболеванием
Проблематика хронической болезни
Первая трудность заключается в том, как дать ребенку подходящее его возрасту объяснение, что у него не все в порядке. У маленьких детей свое представление о болезни. Им кажется, что это наказание за какую-либо плохую мысль или плохое поведение. Они чувствуют себя виноватыми в том, что заболели.
Детям трудно воспринимать лечение. Они не понимают, как лечебные процедуры, такие болезненные, могут им помочь.
Болезнь влияет на повседневную жизнь ребенка. Чем больше она накладывает ограничений, тем тяжелее для него этот груз. Если ребенку ежедневно делают процедуры, его распорядок дня строится в соответствии с ними. Госпитализация, полностью разрушающая этот распорядок, приводит к новым переживаниям.
Хроническая болезнь затрудняет развитие ребенка. Трехлетние дети хотят все делать сами, стремятся быть физически активными. Они много и с удовольствием играют со сверстниками.
Больной ребенок по медицинским соображениям меньше общается с детьми своего возраста. Иногда у него не хватает выносливости для обычных игр на детской площадке, или родители не разрешают ему там играть, потому что боятся, что он подцепит инфекцию, или ребенок много времени проводит в больнице. Поэтому такой ребенок рискует стать зависимым, замкнутым, пассивным и неуверенным в себе человеком.
Чем могут помочь родители
Родители должны постараться сделать жизнь ребенка как можно более насыщенной и интересной. С ним нужно обращаться как и с любым другим членом семьи. Он должен выполнять обязанности по дому и соблюдать правила. Решительно останавливайте его или наказывайте, если он плохо себя ведет.
Позволяйте ребенку принимать посильное участие в играх детей его возраста. Старайтесь не оберегать его чрезмерно. Ребенок-астматик может немного побегать, если вы объясните ему, когда он должен остановиться. Если ребенок не ходит в детский сад, помогите ему завести друзей, с которыми он по возможности каждый день будет играть дома. Найдите для него такие занятия, в которых он может максимально проявить свои способности. Если физическая активность ребенка должна ограничиваться, он может достичь успеха в других видах деятельности, например в рисовании.
Пусть ребенок помогает вам ухаживать за ним. Он будет чувствовать себя более независимым и самостоятельным. Он может, например, разложить все необходимое для смены повязки. Если ребенок предпочитает сам выпить лекарство, вместо того чтобы его вливали ему в рот, не препятствуйте.
Если ребенку предстоит лечь в больницу, постарайтесь объяснить ему, почему это необходимо. Пусть возьмет с собой любимую игрушку или книжку. Если это разрешается, принесите ребенку его одеяло, пижаму или халат. Навещайте его только в установленные часы. Слишком частые посещения лишь расстроят ребенка, а вот открытка или записочка от друга обрадуют его и поднимут настроение.
Все большее число детей с серьезными заболеваниями благополучно доживают до старости. Главное - чтобы они нормально развивались в социальном плане и стали эмоционально здоровыми людьми.