История ВОВ день за днем. 12 сентября 1942 года
Сталинградский фронт . 12 сентября (суббота) В Ставку ВГК из Сталинграда для обсуждения сложившейся обстановки прибыл Г. К. Жуков. Г. К. Жуков и Г. М. Маленков доносили следующее: «Москва, тов. Сталину. Начатое наступление 1, 24 и 66-й армий мы не прекращаем и проводим его настойчиво. В проводимом наступлении, как об этом мы Вам доносили, участвуют все наличные силы и средства. Соединение со сталинградцами не удалось осуществить потому, что мы оказались слабее противника в артиллерийском и авиационном отношении. Наша 1-я гв. армия, начавшая наступление первой, не имела ни одного артиллерийского полка усиления, ни одного полка НТО и ПВО.
Обстановка под Сталинградом заставила нас ввести в дело 24-ю и 66-ю армии 5.9, не ожидая их полного сосредоточения и подхода артиллерии усиления. Стрелковые дивизии вступали в бой прямо с пятидесятикилометрового марша. Такое вступление в бой армий по частям и без средств усиления по дало нам возможности прорвать оборону противника и соединиться со сталинградцами, но зато наш быстрый удар заставил противника повернуть от Сталинграда его главные силы против нашей группировки, чем облегчилось положение защитников города, который без этого удара был бы взят противником. Никаких других и неизвестных Ставке задач мы перед собой не ставили…
Сегодняшний день наши наступающие части, так же как и в предыдущие дни, продвинулись незначительно и имеют большие потери от артиллерийского огня и авиации противника, но мы не считаем возможным останавливать наступление, так как это развяжет руки противнику для действий против Сталинграда. Мы считаем обязательным для себя даже в тяжёлых условиях продолжать наступление, перемалывать противника, который не меньше нас несёт потери, и одновременно будем готовить более организованный и сильный удар. Боем установлено, что против северной группы в первой линии действуют шесть дивизий: три пехотные, две мотодивизии и одна танковая. Во второй линии против северной группы сосредоточено в резерве не менее двух пехотных дивизий и до 150—200 танков».
Чуйков Василий Иванович : «Думаю, что в те дни ни Г. К. Жуков, ни Г. М. Маленков не могли правильно оценить из-за отсутствия полных данных значимость переброшенных Паулюсом войск против нашего наступления с севера. Поэтому в документе могло появиться утверждение, что от Сталинграда переброшены „главные силы“. Теперь нам доподлинно известно и из наших источников и из немецких данных, что Паулюс перебросил всего лишь две дивизии с северо — западных подступов к городу. Против Сталинграда оставались задействованными двенадцать дивизий противника, которые готовились для атаки города.
В книге „Великая победа на Волге“ под редакцией Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского так оцениваются эти события. „Основной причиной неуспеха советских войск, несмотря на их превосходство в силах и средствах к началу наступательных действий, являлось то, что группировка сил левого крыла Сталинградского фронта не отвечала сложившейся обстановке и не имела ярко выраженного направления главного удара для решения важной задачи — соединения с 62-й армией. Армии наступали в полосах шириной до 12 километров, в растянутых боевых порядках, в строго намеченных границах армейских полос. Соединения армий не успели должным образом сориентироваться на открытой местности и организовать взаимодействие и управление. Группировка противника и система его обороны перед началом наступления и в ходе его вскрыты не были. В результате артиллерия и реактивные установки, не имея полных данных, оказались вынужденными во время артиллерийской подготовки атаки подавлять второстепенные цели, оставляя основные объекты без воздействия. Исходное положение пехоты для атаки находилось на большом удалении от переднего края противника“. Безусловно, это наиболее объективная оценка действий нашего командования на левом фланге сталинградской группировки противника.»
Юго-Восточный фронт . Чуйков Василий Иванович : «Обстановка к исходу дня 12 сентября сложилась так: против войск 62-й армии наступали войска 6-й полевой и несколько дивизий 4-й танковой армии противника. Отдельные его части вышли к Волге севернее посёлка Рынок и южнее города у Купоросного. Наша армия была прижата к Волге с фронта и флангов мощной подковой немецко-фашистских войск…
Вся группировка в составе девяти дивизий противника со средствами усиления и группа „Штахель“, наступавшие против 62-й армии, поддерживались 4-м воздушным флотом, в котором было около тысячи действующих самолётов всех типов. Ближайшая задача всей этой мощной группировки немецко-фашистских войск была проста: взять город и выйти на Волгу, то есть пройти с боем 5— 10 километров и сбросить нас в реку.»
Оборона Сталинграда с 12 сентября возложена на 62-ю и 64-ю армии. Линия их фронта протяжённостью 65 км стала непрерывной вдоль правого берега Волги. Войска 62-й армии обороняли центр и северную часть города: Ворошиловский, Дзержинский, Ерманский (Центральный), Краснооктябрьский, Баррикадный и Тракторозаводский районы, 64-я армия — Кировский район до Малых Чапурников (Красноармейский район).
12 сентября на совещании, состоявшемся в ставке Гитлера в районе Винницы, обсуждался ход наступления немецко-фашистских войск под Сталинградом. «…Русские на грани истощения своих сил,— заявил Гитлер, закрывая совещание…— К ответным действиям широкого стратегического характера, которые могли бы быть для нас опасными, они больше не способны. Кроме того, северный фланг на Дону получит значительное подкрепление со стороны войск союзников. При этих обстоятельствах я не вижу серьёзной опасности для северного фронта. В остальном надо заботиться о том, чтобы скорее взять город в свои руки, а не допускать его превращения во все пожирающий фокус на длительное время» .
Совинформбюро. В течение 12 сентября наши войска вели бои с противником западнее и юго-западнее Сталинграда, в районе Моздок, а также на Волховском участке фронтав районе Синявино.