Объективность и секретность при проведении Единого экзамена
Секретность КИМов обеспечивается по-разному на разных этапах их разработки и распространения. Основные принципы нынешней системы обеспечения секретности заключается в том, что: а) На этапе разработки всю работу выполняют одни организации, а на этапе тираживания и распространения - другие. б) Вариантов много, и ни один из разработчиков не получает доступа ко всем вариантам по всем предметам. в) На этапе распространения варианты КИМ рассылаются в запечатанных пакетах, которые должны вскрываться на местах в дни экзаменов в присутствии членов ГЭК и общественных наблюдателей в аудитории непосредственно перед началом экзамена, когда все учащиеся уже заняли места. По прибытии в регион (за день-два до экзамена) все пакеты хранятся в сейфах под личным контролем Председателя региональной госкомиссии. При кодировании вариантов ЕГЭ-2002 использовались штрих-коды. В будущем планируется еще более повысить режим секретности при доставке материалов ЕГЭ путем передачи зашифрованных файлов по каналам глобальной компьютерной сети за несколько часов до начала экзамена в данном регионе. Но эта технология требует наличия скоростных принтеров или выполнения тестов прямо за компьютерами. В перспективе речь идет однако о другом подходе - об отказе от фиксированных бумажных вариантов КИМ и переходе на принцип создания индивидуальных вариантов (по одному на каждого учащегося) с помощью компьютерной программы, опирающейся на банк заданий, доступный всем в Интернете. Парадоксально звучит, но лучший способ что-то надежно спрятать - это сделать это доступным всем, и всех поставить в этом смысле в равные условия.
Кто и как проверяет ответы на задания ЕГЭ?
Ответы на задания типа "А" (выбор из вариантов) и типа "В" (краткие свободные ответы) проверяются на компьютерах, ответы на задания типа "С" (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Вначале работают два независимых друг от друга эксперта из числа местных преподавателей, назначенных для этой работы местной госкомиссией. После того, как эксперты проставили свои оценки ответов "С" в бланки, эти бланки сканируются, то есть информация автоматически вводится в компьютер, и соответствующие файлы посылаются по глобальной сети в Москву - в Центр тестирования Минобразования, где происходит автоматический подсчет баллов для каждого учащегося и сохранение результатов в сводной общероссийской базе данных.
Как подсчитываются баллы?
Существуют два этапа при подсчете баллов: А. Для школьного аттестата применяется очень простой способ - суммируется число правильных ответов, а также оценок, выставленных экспертами за развернутые ответы (задания типа "С"). Подсчитанный таким образом балл сравнивается с границами для пятерки, четверки и т.п. Пока на этапе эксперимента еще трудно заранее объявить эти границы, но, возможно, что в 2003 году они не будут сильно отличаться от примерных границ для ЕГЭ-2002. Б. Для стобалльного показателя, который идет в свидетельство, производится более сложная математико-статистическая процедура, требующая расчета целого ряда промежуточных показателей. В частности, после того, как все данные по стране собраны, выводится коэффициент трудности каждого задания, который участвует в формуле подсчета окончательного балла. Для того, чтобы изложить смысл и ход этой процедуры нужно привести объемистые выдержки математизированного текста учебников по тестологии. И в это здесь нет необходимости (и возможности).
За какой объём выполненного материала будут выставляться оценки "четыре" и "пять" на экзамене?
Сейчас можно дать Вам лишь примерные ориентиры, соответствующие опыту ЕГЭ-2002-2003. Математика: 45% - четыре, 67% - пять. Русский: 74% - четыре, 93% - пять.
Как учтены часовые пояса при проведении экзамена? Не появится ли информация в ИНТЕРНЕТЕ после проведения экзамена во Владивостоке?
Часовые пояса учтены. В регионах будут разные, но эквивалентные варианты. Варианты, опубликованные в Интернете во Владивостоке, помогут жителям Калининграда не больше, чем демоверсии ЕГЭ, которые доступны уже сейчас. В экзамене 2002 году было уже свыше 50 вариантов. К эксперименту 2004 года готовится еще больше вариантов по каждому предмету. Сколько конкретно? - Это секрет.
Как можно убедиться, что мою работу (бланки А, В, С) не перепутали?
Возможна апелляция по процедуре сканирования результатов. В вашем региональном центре сканирования (центре обработки информации) Вам должны предъявить электронную копию вашей работы и ваш заполненный бланк, и Вы должны убедиться, что одно соответствует другому, а, кроме того, Вам должны предъявить указания экспертов на ошибки в заданиях части "С". Но на это может потребоваться больше 1 дня, так как на основе вашего заявления местная апелляционная комиссия должна запросить в Федеральном центре соответствие штрих-кодов с регистрационных бланков и бланков с ответами.
Я заметил, что штрих-коды на всех бланках, выданных мне, разные. Не означает ли это, что допущена ошибка, и бланки перепутаны?
Штрих-коды не должны внешне совпадать, они связаны между собой более хитрой функциональной зависимостью - чтобы избежать многократного использования чистых бланков "С", которые остаются от других участников, не решавших задания типа "С".
Сколько "стоит" одно задание "С" в баллах?
В 2003 году одно задание типа "С" дает по математике "примерно" в четыре раза больше очков, чем одно задание типа "А". По-русскому - в три раза и т.д. Почему "примерно"? - Слово "примерно" используется потому, что на основе статистики производится калибровка заданий по трудности, и за более трудные дается больше очков. Возможно, что в 2004 году цена заданий по некоторым предметам изменится, но не сильно.
Если я верно решил задание из группы "С", но "по невнимательности" записал неверный ответ, будет ли это задание считаться неверным?
Если ход решения был верным, а ответ оказался смазанным "по невнимательности", то за это можно получить ненулевую сумму очков. Но сколько именно, - зависит от предмета. К сожалению, по каждому предмету эксперты получают разные инструкции и тут трудно привести все эти инструкции, так как они еще будут отрабатываться в ходе эксперимента.
Если я сделаю орфографическую ошибку, то компьютер этот ответ не засчитает?
В.А.Хлебников заверил, что описки по всем предметам, кроме русского, программа гибко обрабатывает, и в таких случаях ошибка засчитываться не будет.