Комплексы детства
Родители редко задумываются над тем, что фразы или слова, которые они употребляют в общении с ребёнком, формируют определённую скрытую психологическую установку. Особенно это имеет значение в раннем детстве, когда маленький ребёнок, в возрасте до 5 лет, воспринимает всё сказанное на уровне подсознания.
Многие не раз слышали от родителей такие фразы, как «Горюшко ты моё», «Ты плохая девочка», «У всех дети как дети, а у меня…» Ребёнок старше пяти лет просто пропустит их мимо ушей, не обратит на них внимания. Малыш же неосознанно воспринимает их на эмоциональном уровне, улавливая недовольные интонации, и эти фразы уходят в подсознание, формируя у него чувство вины. Маленький ребёнок ещё не умеет относиться критически к словам взрослых и просто впитывает их. Если подобные фразы употребляются часто, то они закрепляют эту неосознанную установку.
Воспитывая своих детей, любящие родители хотят видеть их хорошими и послушными, поэтому часто употребляют такие слова и фразы, как: « Хороший мальчик должен быть таким-то…», или «Мама рассердится, если ты не будешь слушаться…» В этих фразах содержится скрытое приказание и возможное наказание за неисполнение. При частом повторении подобных слов у ребёнка формируется установка – чтобы заслужить любовь, нельзя ослушаться.
Некоторые мамы в воспитательных целях рассказывают детям о трудных родах, волнениях и страхах за жизнь ребёнка, о том, чем ей пришлось пренебречь ради любимого чада. При этом они не догадываются, что результатом такой беседы может быть скрытая установка на внушение ребёнку чувства вины за своё рождение и жизнь, подсознательного ощущения помехи или глубокого чувства долга перед родителями. Если такая установка постоянно подкрепляется, то впоследствии, в подростковом периоде, эта программа может перерасти в программу саморазрушения, стать причиной алкоголизма или наркомании. Некоторые дети начинают себя плохо вести, специально провоцируя наказание. Гораздо проще чувствовать себя виноватым за какой-то проступок, чем непонятно за что. Во взрослом периоде человек с глубоким подсознательным чувством вины ощущает себя слабым, ненужным, не верит в собственные силы, постоянно стремится доказать самому себе собственную значимость.
Другая не менее опасная директива может сформироваться в том случае, если ребёнку часто напоминают о том, что ему пора повзрослеть, что он старший и не может позволить себе быть маленьким. В этом случае у ребёнка неосознанно подавляются все детские желания, свобода мышления, творческие способности, так как они развиваются именно в детском возрасте. Детство даёт заряд энергии на всю жизнь, лишённые же этого заряда вряд ли смогут ощутить жизнь во всех её красках.
Стремясь создать для своего ребёнка благополучную жизнь, оградить его от неприятностей и разочарований, многие матери поучают своих детей такими фразами, как: «Не думай о плохом», «Выкинь из головы». Это лишает ребёнка возможности научиться думать над проблемой, переживать её, перерабатывать в своём сознании. Повзрослев, такой человек испытывает чувство потерянности, ему трудно принимать самостоятельные решения, он часто совершает необдуманные поступки.
Фразы, направленные на запрещение каких-либо эмоций, типа: «Как не стыдно бояться чего-то», «Нельзя обижаться на кого-то», «Ты не должен плакать» и т. п. – загоняют внутрь эти эмоции, делают их запрещёнными, впоследствии они могут вылиться на кого-то другого или трансформироваться в заболевание. Если у ребёнка есть возможность переживать гнев, страх, радость, научиться управлять ими, то в будущем такой человек адекватно ведёт себя в любой ситуации, умеет контролировать свои эмоции и не позволяет им вылиться на других.
Трудно определенно сказать, можно ли воспитать ребенка, «не воспитывая» его. Во всём есть свой предел. Но если человек осознаёт собственные проблемы, понимает их, ищет причины внутри себя, то и детей своих он воспитает думающими. Лишь бы хватило понимания, терпения и сердечности.