Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Экзамены » ЕГЭ » ЕГЭ по истории для 11 класса. Культура России в начале XX в. (1900—1917 гг.), ее вклад в мировую культуру

ЕГЭ по истории для 11 класса. Культура России в начале XX в. (1900—1917 гг.), ее вклад в мировую культуру

25 июн 2010, 13:22

ЕГЭЕГЭВступая в XX век, Россия менялась: аграрная страна становилась индустриальной, росли города, было учреждено первое в ее истории представительное законодательное собрание парламентского типа, реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельность политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905—1907 гг. Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет культуры — героический и трагический одновременно. Героическим его делают глубина и масштабы открытий, научных, философских, художественных, творческих. Трагическим — незавершенность и недосказанность, на которые его обрекла эпоха, — мировая война, революция, гражданская смута.

На вызовы времени разные сферы культуры отвечали по-разному. Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьез обсуждалась задача ликвидации неграмотности, введения всеобщего начального образования (в 1915 г. в России было в четыре раза больше начальных учебных заведений, чем в 1894 г.). Наряду с государственными и земскими училищами, гимназиями и прогимназиями действовали содержащиеся на частные и общественные средства воскресные школы, рабочие курсы, народные дома и даже университеты (наиболее известен открытый в 1908г. в Москве университет

A. Л. Шанявского). Потребности в высшем образовании обеспечивали университеты, технические и сельскохозяйственные институты, женские курсы. Сословные ограничения на получение образования были практически сняты. Важную просветительскую роль играла периодическая печать и книгоиздательское дело (достойное место в истории России занимают книгоиздатели А. Ф. Маркс, А. С. Суво-рин, И. Д. Сытин, братья Сабашниковы, приступившие к изданию «народных библиотек», «общедоступных книг для народа»).

Открытия русских ученых имели мировое значение. В области точных и естественных наук необходимо отметить исследования П. Н. Лебедева, подтвердившего электромагнитную теорию света, его однофамильца химика С. В. Лебедева, получившего синтетический каучук, лауреатов Нобелевской премии физиологов И. П. Павлова (теория высшей нервной деятельности и условных рефлексов) и И. И. Мечникова (работы по иммунологии), математика Н. Е. Жуковского (самолетостроение), создателя теории реактивного движения, отца современной космонавтики К. Э. Циолковского. Даже на этом блестящем фоне выделяется научная деятельность

B. И. Вернадского, внесшего вклад в развитие геохимии, биохимии, радиологии, создавшего учение о ноосфере. В области гуманитарных наук работают выдающиеся историки В. О. Ключевский, А. А. Шахматов, С. Ф. Платонов, П. Г. Виноградов, Ф. И. Успенский, Л. П. Карсавин, А. Н. Савин, социолог М. М. Ковалевский, экономист М. И. Туган-Барановский, языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ и др.

Философия начала века — это философия духовного ренессанса России (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков,

C. Л. Франк, Л. Шестов, П. И. Новгородцев и др.).

Увлечение марксизмом, не оставившим равнодушными многих молодых философов, у большинства сменилось напряженными исканиями ответов на вечные вопросы бытия: что есть человек? Что есть дух? Что есть вера? Что есть Россия? Сборник «Вехи» (1909) стал своего рода философским манифестом эпохи: пришла пора отречься от обаяния революционных призывов, от грубого материализма и безверия, нужно вернуться к Богу и вере, признать духовное, нравственное самосовершенствование личности единственным способом преобразования общества.

В художественной культуре начала XX века — буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом.

Еще звучит голос корифея русской реалистической литературы Л. Н. Толстого, обсуждаются последние пьесы А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»), по-прежнему авторитетно мнение В. Г. Короленко. Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне». Популярны А. И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л.Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И. А. Бунин («Антоновские яблоки», «Деревня»). А в поэзии торжествуют декаденты — символисты (А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, А. Белый, Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов), акмеисты (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам), футуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.

Нечто подобное происходит в живописи. Почитают реалистов И. Е. Репина, В. И. Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно посещают кажущиеся едва ли не скандальными выставки «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, К. А. Коровин), «Голубой розы» (М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов) и «Бубнового валета» (П. П. Конча-ловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк).

Архитектура, пережив эпоху подражания классицизму и псевдоготике, находит себя в великолепных постройках в стиле модерн. Использование новых материалов (железобетон, сталь, стекло), отказ от симметрии, богатый декор характерны для зданий, построенных в Москве по проектам В. О. Шехтеля (здание Московского Художественного театра, особняк фабриканта Рябушинского и др.).

Музыка: продолжает работать Н. А. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. К. Глазунова и И. Ф. Стравинского (балеты «Весна священная», «Петрушка»); новые художественные открытия являют России музыка молодого С. В. Рахманинова (Второй концерт для фортепиано с оркестром) и экспериментальные опусы А. Н. Скрябина («Поэма экстаза», «Божественная поэма»).

Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К. С. Станиславского, создавшего вместе с В. И. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр (славу ему принесла постановка «Чайки» А. П. Чехова). Вместе с тем на сцену приходят великие театральные реформаторы В. Э. Мейерхольд и Е. Б. Вахтангов.

Императорские Мариинский и Большой театры борются за зрителя, который нередко отдает предпочтение спектаклям Оперного театра, открытого меценатом С. И. Мамонтовым, и частной Опере Зимина. Блистают певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, артисты балета А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, В. Ф. Ни-жинский. В первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная, Иван Мозжухин, Алиса Коонен, Витольд Полонский.

В Париже проходят ставшие знаменитыми «Русские сезоны» (с 1907), искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой. У русской культуры — серебряный век.

www.examens.ru



25 июн 2010, 13:22




ЕГЭ по истории для 11 класса. Культура России в начале XX в. (1900—1917 гг.), ее вклад в мировую культуру


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.