Детские страхи
Стоит вспомнить, страх основан на инстинкте самосохранения и выполняет защитную функцию, а это значит, что бояться высоты, глубины, огня, большой скорости и др. в некоторой степени необходимо, дабы остаться целым и невредимым. Но мы всё же поговорим о состояниях, когда страхи размножаются, управляя ребёнком, и делая его все более тревожным, скованным, напряжённым. Другими словами, они портят ему жизнь!
С каждым новым днём ребёнок приобретает опыт, в том числе угрожающие ситуации, которые рождают эмоцию страха через переживание опасности (испуг, боль, болезнь, брошенность). Особенно болезненно дети реагируют на невнимание родителей, негативные оценки к себе и сложные, конфликтные взаимоотношения между папой и мамой. Отсюда рождается страх остаться одному - самый распространённый в раннем возрасте. Подкрепляется репликами: «будешь плохо себя вести – отдам …(вариации могут быть разными, начиная с крокодила и заканчивая детдомом)», или ещё одним приёмом воспитания, когда на прогулке мама прячется от зазевавшегося крохи, и после его паники, появляется со словами: «Видишь, как без мамочки плохо! Вот останешься один…».
Кроме того, взрослые, сами того не подозревая, формируют огромное количество страхов своими эмоциональными реакциями, предупреждениями и запугиваниями. Дети как губка, впитываю всю информацию! И если мама кричит при виде жука, лягушки или мышки, то ребёнок невольно начинает испытывать страх к насекомым и животным. А если, при этом звучит: «Не подходи, не трогай, а то укусит, ужалит, поцарапает…!!!», то страх только укрепляется. Как часто родители манипулируют детьми при помощи «пугалок»: «Не будешь слушаться, есть кашу, мыть руки… заберёт тебя Бабайка, Милиционер, Чудовище…» и кем только не угрожают, а потом удивляются, почему же ребёнок боится темноты, животных, оставаться одному.
Телевидение тоже вносит свою лепту фильмами ужасов, криминальными новостями. Дети воспринимают информацию буквально и видят не актёрское мастерство и краску вместо крови, а реальную опасность, боль и страдание. В наших силах оградить ребёнка от ненужной информации, и, прежде всего не запретом, а личным примером, исключив из просмотра передачи, со сценами насилия, жестокости, агрессии.
Появлению страхов способствует и неопределённость в воспитании, когда папа говорит – нет, мама – может быть, а бабушка – конечно! Не выработанная общая линия поведения взрослых сеет сомнения, тревоги и неуверенность. Ребёнок теряет устойчивость в восприятии мира, и обрастает всё новыми страхами: наказания, быть виновным, непонятым. Поэтому выработайте общий стиль воспитания, не авторитарный, но и не слишком вольный, а если появляются разногласия, обсуждайте вопросы не в присутствии детей, и только придя к компромиссу, озвучивайте ваше решение, безусловно, не забывая при этом об интересах ребёнка.
Зная о том, как негативно влияют страхи на эмоциональную, психическую и физическую сферу ребёнка, лучше предотвратить их появление, чем с ними бороться. К 10-ти годам дети спонтанно освобождаются от некоторых страхов, используя популярные страшилки о «чёрной руке», «черном гробе» и др. Походы в страшные места: подвалы, стройки тоже несут психотерапевтический характер. Но, этого не всегда достаточно, или не у всех получается снять напряжение. Помогите своему ребёнку справиться со страхом:
Страх нужно принять. Поговорите о том, чего боится ваш ребёнок, что он чувствует, на что похож его страх, какого цвета, формы. Попросите нарисовать, если сложно, то расскажите о своём бывшем страхе и нарисуйте его, это будет не только примером, но и опытом того, что бояться могут все и от страха можно избавиться. Когда визуализация состоялась, т.е. страх нарисован, значит, получилось высвободить его и перенести в материальный мир, где проработать его будет легче. Теперь можно использовать несколько вариантов: дополнить рисунок деталями - посадить страх в банку, клетку, коробку. Или дорисовать яркие элементы, сделав его смешным. Или стереть его ластиком. Затем можно избавиться от пугающего образа - смыть его, намочив рисунок, или порвать на мелкие части, смять и выбросить. Спросите у ребёнка, как бы ему хотелось освободиться от страха, и он сам выберет действенный способ.
Хорошо проработать страхи, выдувая их в шарик, наблюдая при этом за реакциями в теле, затем, лопнуть шарик об место реагирования, не используя колющих предметов.
Страх можно трансформировать. Лучший помощник в этом смех, доведите ситуацию до абсурда, вообразите страх в комичном наряде, создайте для него глупую ситуацию. И разыграйте спектакль по ролям, используя подручные средства. Или устройте кукольный театр, где кукловодами будете вы и ребёнок.
Можно показать и другую, красивую сторону страха, тьма полна звёзд и сказочных превращений, чудовище может иметь доброе сердце и выглядеть устрашающим, потому что его никто не любит. Порассуждайте о том, почему Баба Яга злая, почему животные кусаются, и что таит в себе подводный мир. Чтобы преодолеть некоторые страхи, нужно их логически объяснить, а затем доходчиво рассказать, что делать, чтобы вновь не попасть в эту ситуацию. Донесите до ребёнка понимание того, что он сам, своими мыслями формирует события. Его негативные ожидания сбываются. Боится, что собака укусит, значит, ждёт плохого от неё, а если ждёт, то это случится. Собака чувствует наш настрой и выдаёт ту реакцию, какую мы запрограммировали. Мы сами отвечаем за всё живое вокруг нас, и за всё то, что с ним и с нами происходит!
Иногда, достаточно нескольких минут, чтобы победить свой страх, иногда на это уходят недели, месяцы. Но, что бы вы не делали, какие бы техники не использовали, главное – искреннее желание помочь ребёнку стать свободным от страхов, которые тормозят мышление, вызывают тревожность, лишают непосредственности. Мешают развиваться в гармонии с собой и окружающим миром.