Гипноз на службе милиции
При раскрытии преступлений тут используют экстраординарные возможности психики человека. Такой метод расследований называется гипнорепродукцией, который был разработан еще в 1960-х годах.
Этот метод интересен тем, что жертву или свидетеля преступления погружают в состояние гипноза, которое позволяет восстанавливать в памяти человека однажды им пережитое. В обычном состоянии мы многое из прошлого не помним, а в гипнозе мозг выдает точнейшую информацию о прошедших событиях.
Клофелинщики не скроются
Многие слышали о многочисленных случаях, когда преступники использовали клофелин. Они подсыпали его своей жертве, та быстро засыпала, и ее спокойно можно было обворовывать до нитки. При этом человек, приходящий в себя после дозы этого препарата, ничего не помнил, что с ним произошло. Он только видел, что все его вещи пропали.
Восстановить в памяти события потерпевшим от клофелинщиков помогала именно гипнорепродукция. В состоянии гипноза они вспоминали о случившемся очень детально и могли дать точное описание воров.
Но гипноз применяли не только в поиске клофелинщиков. Полковник Алексей Скрыпников, работающий в НИИ, приводит пример из своей личной практики. «Молодого человека задержали по подозрению во многих изнасилованиях. Одна из пострадавших на очной ставке его опознала, - рассказывает полковник. - Хотя составленный по утверждению других свидетельниц портрет разыскиваемого преступника был другим. Парень с ума сходит, утверждает, что к преступлениям непричастен. Его держат в изоляторе. А там отношение к насильникам - врагу не пожелаешь. Он говорит о своем алиби, оперативники проверяют и убеждаются, что его показания не сходятся с утверждениями других. Тогда мы предложили подозреваемому провести гипнорепродукцию. И выяснили, что он рассказывал, где и с кем был 19-го, хотя его спрашивали о 20-м числе. В ходе обследования мы также узнали одну чрезвычайно важную деталь. Стали ее проверять и убедились в документально зафиксированном алиби задержанного».
Но гипнорепродукция все-таки чаще применяется в работе с потерпевшими. Как пояснил Скрыпников, стресс от увиденного и пережитого как бы сужает границы их памяти. То есть, когда человек видит занесенный над ним нож, он ничего больше заметить не может. В состоянии же гипноза у жертвы преступления проходит стресс, и она смотрит на пережитую ситуацию как будто со стороны, описывая при этом массу важных для следствия деталей, которые остались глубоко в подсознании.
Бабушки расскажут все
Довольно эффективна гипнорепродукция и в работе со свидетелями. Стоит отметить, что очевидцы происшествия или преступления условно делятся на две категории. Например, бабушка, сидящая у окна и внимательно наблюдающая за всем, что происходит на улице, - это «включенный» свидетель. Но есть другая ситуация. Мужчина вышел на балкон покурить. Что происходит во дворе - ему неинтересно, но что-то случайно он мог увидеть. Это свидетель «невключенный». Так вот, такая бабушка и курящий мужчина благодаря гипнорепродукции дают множество важных дополнительных подробностей, которые могут сыграть не последнюю роль в раскрытии преступления.
Кстати, оперативники отмечают очень любопытный момент, связанный с психологией восприятия. «Очень добросовестные люди зачастую бывают плохими свидетелями, - рассказывает Алексей Скрыпников. - Когда человек очень хочет помочь, он частенько выдает желаемое за действительное. Впечатлительные люди многое домысливают. Hапример, увидел свидетель, как мимо проехала машина. Когда члены следственно-оперативной группы начинают что-то уточнять, появляется дополнительная информация. Оказывается, интересующая милицию машина повернула за угол, и ее чем-то загрузили. Оперативники начинают воссоздавать графическую реконструкцию ситуации, и выясняется, что свидетель просто не мог видеть того, о чем поведал. В таких случаях гипнорепродукция особенно эффективна». Ведь таким образом можно узнать правду.
К слову, в милиции настаивают, что этот метод абсолютно безопасен. Просто о нем поговаривают, что, дескать, в состоянии гипноза человеку можно внушить все что угодно. Однако работники НИИ при МВД доказывают обратное. То состояние, в которое психологи вводят человека, очень поверхностное. По сути, его и гипнозом нельзя назвать. Психиатры считают, что гипнорепродукция помогает человеку вспомнить то, что другим способом восстановить в памяти просто невозможно. Кроме того, для потерпевшего, находящегося в стрессовом состоянии, гипноз - это еще и лечение. Ведь ему говорят: «Вы сейчас все видите чужими глазами и не переживаете». Таким образом, человек быстрее и легче приходит в себя после тяжелой психологической травмы.
Но есть и проколы
Несмотря на эффективность, далеко не все оперативники и правозащитники положительно смотрят на гипнорепродукцию. Ведь под использование паранормальных способностей людей во время расследования уголовных дел до сих пор не подведена законодательная база. Более того, закон запрещает применять тот же гипноз в любых целях, кроме медицинских. Между тем, в изданном несколько лет назад пособии для следователей есть глава, в которой говорится, что получать информацию с помощью гипноза можно, если есть согласие испытуемого.
С одной стороны, гипноз при раскрытии преступлений довольно эффективен, однако, с другой стороны, детали происшедшего, полученного таким образом, не могут служить доказательством содеянного, считают многие эксперты.
Более того, они не рекомендуют широко применять гипноз при следствии и строить на полученных данных выводы. Слишком велик риск ошибки. Специалисты все-таки настаивают, что психиатр, работающий с подозреваемым, например, может внушить ему, что это подследственный совершил злодеяние.
«Никакие следственные действия с использованием гипноза не могут считаться законными. Никто не даст гарантии, что в сознании испытуемого не произойдут изменения, - говорит судья Мосгорсуда в отставке Сергей Пашин в интервью на эту тему «Новым известиям». - Кроме того, человек после обработки гипнозом может искренне верить в то, что говорил под его воздействием».
Можно привести отличный пример ошибки при применении гипнодедукции. Во времена СССР один из следователей по особо важным делам при Генпрокуратуре адвокат расследовал убийство майора КГБ Афанасьева. Тогда возникло подозрение, что замешанные в убийстве майора три милиционера причастны к исчезновению семьи еще одного кэгэбиста Виктора Шейнова. Во время допросов вся троица призналась в убийстве семьи сотрудника КГБ, и их приговорили к расстрелу. В последний момент генсек СССР Юрий Андропов отдал распоряжение допросить виновных под гипнозом, однако и на этот раз ничего не изменилось. Они вновь сознались в убийстве Шейнова. Тем временем, через несколько лет «убиенный» нашелся в США, куда он тайно сбежал вместе с женой и детьми.
Этот случай наглядно демонстрирует, что гипнорепродукция не является панацеей в раскрытии преступлений. Однако отказываться от нее не стоит, ведь, порой, она приносит оперативникам очень большую пользу и даже помогает ловить серийных убийц.