ЕГЭ по истории для 9 класса. Великая Отечественная война: советский тыл, оккупация, сопротивление. Итоги и уроки победы СССР в войне
Трагическое начало войны поставило перед руководством страны чрезвычайно сложную задачу: переместить в глубокий тыл промышленные предприятия,
Перелом в работе тыловой экономики произошел к лету 1942 г. На востоке СССР была создана новая военно-промышленная база, полностью обеспечивавшая потребности фронта. С этого времени Красная Армия получала вооружение, превосходившее немецкое не только в количественном, но и в качественном отношении (танки Т-34, истребители Як-1, Як-3, штурмовики Ил-2, минометные установки «Катюша»).
Большую роль в победе сыграли ученые — геологи (А. Е. Ферсман, В. А. Обручев), химики (Н. Д. Зелинский, А. Н. Несмеянов, Н. Н. Семенов), физики (И. В. Курчатов, А. П. Александров, Е. О. Патон), медики (Н. Н. Бурденко, А. В. Вишневский), конструкторы военной техники (М. И. Кошкин, В. Г. Гра-бин, Г. С. Шпагин, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, П. О. Сухой, А. Н. Туполев) и др. Патриотическая тема стала основной в искусстве и литературе («Василий Теркин» А. Т. Твардовского, «Они сражались за Родину» М. А. Шолохова, «Рассказы Ивана Судакова» А. Н. Толстого, «Жди меня» К. М. Симонова, «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц, очерки И. Г. Эренбурга, плакат «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе, карикатуры Кукрыниксов и др.). В тылу и на фронте звучали прекрасные песни «Священная война», «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Темная ночь», «Синий платочек» и др.
Горькая страница в историю советского тыла в годы Великой Отечественной войны вписана организаторами депортации целых народов — немцев Поволжья, карачаевцев, чеченцев, ингушей, крымских татар, калмыков, балкарцев и др. Почти все они подверглись выселению из родных мест в конце 1943—1944 гг., когда произошел коренной перелом в войне. Депортации продолжались и после победы. Обвиненные в измене и пособничестве оккупантам пополнили контингент спецпереселенцев, сосланных в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Так была создана почва для межнациональных конфликтов, возникших в 80—90-е гг.
В первые же месяцы войны под немецкой оккупацией оказались миллионы граждан СССР. Оккупанты ввели в действие так называемый план «Ост». «Расово неполноценные народы» (по терминологии авторов документа) — славяне, евреи, цыгане и др. — подлежали физическому уничтожению, превращению в рабов, угоняемых в рейх для работы на новых хозяев Европы. Концентрационные лагеря, карательные акции, казни — все это было элементом порядка, который фашисты установили на новых территориях. Трагедия людей, оказавшихся в оккупации, была тем масштабнее, что и после освобождения советские власти относились к ним с подозрением. Им пришлось привыкать жить с ощущением собственной вины, которой не было, ибо других преступлений, кроме жизни «под оккупантом», за ними не числилось.
На оккупированных территориях разгорелось пламя партизанской войны. К сопротивлению призывала директива СНК и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. 30 мая 1942 г. был создан Центральный штаб партизанских движений. Действия партизан приобрели организованный характер и с лета 1943 г. стали частью общевойсковых операций (операции «Рельсовая война» и «Концерт» во время битвы на Курской дуге). Партизаны и подпольщики стали подлинным кошмаром для захватчиков. Имена крупных организаторов партизанского движения С. А. Ковпака, П. К. Понома-ренко, П. П. Вершигоры и др. вошли в историю Великой Отечественной войны. Отметим, что тысячи советских граждан участвовали в итальянском, французском, норвежском, польском движении сопротивления.
Победа в Великой Отечественной войне была победой народа, и сегодня по праву гордого проявленными мужеством, стойкостью, героизмом, способностью к самопожертвованию. Она куплена дорогой ценой: убито, умерло от ран, погибло в плену, замучено не менее 27 млн человек; разрушено 1710 городов, более 70 тыс. сел, около 32 тыс. фабрик — не менее одной трети национального богатства СССР (не считая расходов на эвакуацию, восстановление народного хозяйства); деформированы возрастная, половая, семейно-брачная структура (из мужчин 1923 года рождения осталось в живых всего 3%, сотни тысяч женщин не смогли создать семей, не родились миллионы детей, которые должны были родиться). И это лишь части цены, заплаченной народом, от имени которого поэт-фронтовик Б. Окуджава скажет позднее так: «...нам нужна одна Победа — одна на всех, мы за ценой не постоим».
Каковы же итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны? Назовем некоторые из них:
победила антигитлеровская коалиция, СССР отстоял свою государственную независимость, была восстановлена государственность народов Европы, подвергшихся фашистской агрессии;
фашистская Германия и Япония потерпели военно-политическое поражение, антидемократические режимы в этих странах, а также в Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и др. пали;
фашизм и нацизм были осуждены как идеология агрессии, насилия, расового превосходства;
в Европе и на Дальнем Востоке произошли некоторые территориальные изменения (в частности, Польша получила Силезию, СССР — Восточную Пруссию, весь Сахалин, Курильские острова);
вырос престиж СССР, усилилось его международное влияние, в Центральной и Юго-Восточной Европе начала формироваться система социалистических государств, находящихся под его прямым контролем;
возросло и влияние США, утвердившихся в роли лидеров западного мира;
был дан мощный импульс национально-освободительному движению, началось разрушение колониальной системы.
К сожалению, к итогам Великой Отечественной войны относят и укрепление тоталитарного режима в СССР, возрождение политики репрессий, несколько ослабленных в военные годы.
Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему. Урок войны, вероятно, и в том, что военно-политическую безопасность одного государства невозможно обеспечить за счет безопасности других, а насилие не может быть способом решения сложных, запутанных международных проблем.