Соотношение оккультизма, мистики и эзотеризма
Чистый эзотеризм в основе сверхчувствен и часто не имеет эквивалентных понятий в обычном мире для своего выражения. Эзотерические тайны раскрываются перед человеком, по мере готовности их правильного восприятия, что зависит от таких составляющих, как уровень духовной одаренности и «километраж» пройденного духовного пути. Эзотерическое начало ведет к мистическому завершению.
Эзотеризм хранит сокровенные тайны от профанации и осквернения.
Мистика - это есть ничто иное, как попытка расширения границ своего восприятия за пределы материального мира.
Мистику удается, напрямую, прикоснуться к сокровенным тайнам Вселенной и человека, основываясь не на вере, а на собственном опыте. Поэтому между настоящими мистиками никогда не бывает разногласий и уж тем более противоборства, хотя они могут принадлежать к различным традициям и школам. Мистический опыт
зависит от глубинного, фундаментального устройства человека и Вселенной, а эти вещи одинаковы для любого народа и времени. Очевидно, что разногласия, приводящие в итоге к конфликтам, возникают между верующими, т. к. они спорят о своих различных верах (т. е. о разных фантазиях или интерпретациях священных текстов), а не о самой Истине, Которая едина и неделима.
Первые эзотерические школы возникли примерно 7-10 тыс. лет назад. Некоторые школы исчезли, другие же до сих пор являют собой живую традицию. Перечислим некоторые из таковых.
ИНДУИЗМ (школы индуистской тантры и йоги), БУДДИЗМ (ваджраяна, дзогчен), ДАОСИЗМ («внутренняя» алхимия, некоторые школы цигун), ИУДАИЗМ (хасидизм, каббала), ХРИСТИАНСТВО (в православии - исихазм; в католичестве - последователи Игнатия Лойолы), ИСЛАМ (суфийские ордена).
Многих выдающихся мистиков (Эмпедокл, Пифагор, Парацельс, Якоб Беме, Г. И. Гурджиев, Р. Штайнер, Ошо Раджниш) по ряду причин трудно отнести к какой-либо одной традиции; зачастую они сами создавали новые традиции. Мистики всегда хранили свои знания в тайне, поскольку, если их неверно понять или неправильно использовать, можно навредить и себе, и окружающим.
Увы, большинство представителей традиционной религиозности весьма негативно относятся к эзотерической философии, совершенно не понимая ее сути и поэтому считая вредной ересью. И, по-своему, они правы: ведь их заботят не поиски совершенства, а «защита веры».
Такие «религиозные деятели» превращают свои религии в социальные организации, которые борются за власть над умами, проповедуя мертвые догмы. К великому сожалению, будучи живыми словами, в устах своих основателей, первоначальные идеи тех или иных религий почти всегда быстро умерщвлялись их последователями, лишенными харизмы, озабоченными только распространением «истинной веры» и созданием соответствующих социальных институтов. Вероятно, поэтому, ни одного яркого мастера не смогла вместить религиозная традиция его времени, т.к. она была, на тот момент, уже мертва.
Таким образом, каждую религию условно делят на две части - внешнюю (обрядово-ритуальную или экзотерическую) и внутреннюю (духовно-мистическую или эзотерическую). Эти две части, в идеальной «здоровой» религии, дополняют друг друга, так как позволяют разным людям развиваться в зависимости от их природных данных.
Например, известны единичные случаи, когда простые верующие во время молитвы испытывали глубокие мистические переживания. Одной из задач эзотерических практик является научить человека осознанно и целенаправленно достигать подобных состояний. Иногда внешнюю (обрядово-ритуальную) часть религии сравнивают с телом, а ее внутреннюю (эзотерическую) часть - с душою. Сама же эзотерика подобна огромному айсбергу, большая часть которого находится под водой и скрыта от взора непосвященных.
Мистики всех времен, примерно одинаково, видели величественную картину того, как устроена, живет и развивается Вселенная. Согласно их открытиям, Вселенная многомерна.
Кроме, хорошо знакомого, материального мира существует множество других миров, непохожих на этот. Они называются пространствами или планами. Они различаются по степени своей «плотности».
Так, есть «плотные» миры, а есть более «тонкие». Миры существуют в пределах одного и того же объема и как бы вложены друг в друга. При этом различные планы обычно слабо взаимодействуют между собой. Наиболее «плотным» является материальный план, наиболее «тонким» - высший мир, называемый также Божественным планом. Каждое пространство наполнено, «населено» так называемыми энергиями (не путайте с «энергиями» физики), принадлежащими данному плану мироздания. Энергии непрерывно взаимодействуют друг с другом и видоизменяются.
Мистики прошлого и настоящего уверены, что Атлантида, Лемурия и Шамбала - не географические места на Земле, а – суть наименования тонких пространственных измерений, из которых святые получают мудрость и знания.
Появление эзотерического буддизма часто рассматривают как возвращение знаний, которые Будда когда-то передал царям Шамбалы...
Все, что происходит в этих пространствах, в том числе и в нашем мире, обусловлено движениями этих энергий.